Проект объединяет работы из коллекции фонда V–A–C , архитектуру и девять звуковых инсталляций российских композиторов, созданных специально для «ГЭС-2 ». Выставка прослеживает связь между музыкой и формальными экспериментами в изобразительном искусстве с начала прошлого столетия по настоящее время.
В первой части «Настроек», состоявшей только из звуковых инсталляций, предлагался нестандартный опыт прочтения музыкальных произведений и самой архитектуры «
«Настройки-2», подобно сиквелу в кино или литературе, предлагают неожиданные повороты исходного сюжета: к выставке звуковых инсталляций подключаются произведения изобразительного искусства. Новая глава — одновременно и расширение изначального замысла, и попытка выстроить более сложные, разветвленные связи между визуальным и аудиальным.
К инсталляциям из первой части «Настроек» присоединяются три новых сочинения, написанные современными российскими композиторами, а также работы художников XX и XXI веков из коллекции фонда
Продолжавшиеся на протяжении всего ХХ века эксперименты с чистой формой и технологиями освободили искусство от необходимости подражать реальности или воздействовать на нее, научили искать созвучия в музыкальных экспериментах и заново определили роль художника: из творца и производителя он постепенно превратился в исследователя
С начала XX столетия художники все дальше отступают от многовековой традиции реалистического изображения мира. Размышления о природе искусства и способах его существования приводят их к смелым опытам с формой. В абстрактных полотнах живописное пространство организуется через взаимодействие простых геометрических фигур, композиций из линий и цветовых пятен: их ритмические повторы и гармонии сближают изобразительное искусство с музыкой. Беспредметность дает импульс все более дерзким экспериментам, синтезу разных видов искусства — например, живописи и скульптуры. Другие авторы вообще стараются сделать свои произведения практически невидимыми.
Выставка, сопровождающая проект «Настройки-2», состоит из четырех разделов. Ее первая глава пунктиром намечает историю живописной абстракции, начиная с произведений европейского и русского авангарда и заканчивая современными авторами. Вторая посвящена метаморфозам скульптуры: последовательному отказу от фигуративности или, напротив, усилению повествовательности, а также появлению переходных форм между скульптурой и живописью. В следующем разделе зрительный ряд уходит на второй план или даже подчеркнуто отрицается: художники растворяют свои работы в выставочном пространстве. Наконец, финальная глава связана с двумя важнейшими социокультурными функциями музыки — ее ролью как источника вдохновения и важнейшего условия для организации коллективного опыта.
Глава 1. Беспредметность как новая образность
Глава 2. Эксперименты в трехмерном пространстве
Глава 3. На грани видимого
Глава 4. Практики коллективного жеста
Кураторы
Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Карен Саркисов, Елена Яичникова
Авторы
Виктор Алимпиев, Павел Альтхамер, Эдуард Артемьев, Тауба Ауэрбах, Константин Бранкузи, Алигьеро Боэтти, Марк Булошников, Луиз Буржуа, Давид Бурлюк, Иван Бушуев, Виктор Вазарели, Дмитрий Власик, Валерий Воронов, Вейд Гайтон, Петр Галаджев, Иза Генцкен, Владимир Горлинский, Олег Гудачёв, Энрико Давид, Лиз Дешен, Альберто Джакометти, Дарья Звездина (при участии Андрея Гурьянова), Василий Кандинский, Даниэль Кнорр, Юрий Красавин, Виллем де Кунинг, Вангелино Курентзис, Дария Маминова, Сара Моррис, Генри Мур, Джузеппе Пеноне, Зигмар Польке, Флориан Пумхёсль, Бриджет Райли, Владимир Раннев, Герхард Рихтер, Антон Светличный, Алексей Сысоев, Чейни Томпсон, Розмари Трокель, Гюнтер Фёрг, Борис Филановский, Ханс Хартунг, Сара Чарльзворт, Александра Экстер
Исполнители
Екатерина Антоненко, Арина Зверева, Дмитрий Зубов, Теодор Курентзис, Алексей Любимов, Юлия Мигунова, Владиславс Наставшевс, Александра Серикова, Мэри Чеминава, Филипп Чижевский, Московский ансамбль современной музыки, вокальный ансамбль Intrada, оркестр musicAeterna, вокальный ансамбль N'Caged, оркестр Pratum Integrum, ансамбль Questa Musica
* Адаптированные материалы к выставке «Настройки-2» на ясном языке для посетителей с нейроотличиями и на русском жестовом языке для глухих и слабослышащих есть на сайте в разделе «Доступность» и на стойке информации в Доме культуры «
Информационные партнеры:
Буклет [.pdf]
Пресс-релиз [.pdf]
Формы нежности
I campi dei ricordi
(«Поля воспоминаний»)
Мгновения