V
A
C
V
A
C

Иван Бушуев.
I campi dei ricordi
(«Поля воспоминаний»)

«Поля» в названии инсталляции Ивана Бушуева имеют несколько значений. Помимо «смыслового поля», то есть суммы ассоциаций, это отсылка к «полевым записям» (field recordings) — записям звуков окружающей среды. Наконец, campo («поле, поляна») — это название открытого городского пространства в Венеции, где на каждом из множества островов есть свое главное место встречи, свое кампо. Формально площадью — пьяццей — именуется только пространство перед собором Святого Марка.

В I campi dei ricordi звучат полевые записи музыки венецианца Джованни Габриели (1556–1612), сделанные на Проспекте Дома культуры «ГЭС-2» во время заключительного концерта первой части проекта «Настройки», в мае 2022 года. Канцоны Габриели написаны специально для собора Святого Марка: эта базилика в плане представляет собой крест со множеством галерей и ниш, где композитор располагал музыкантов. Публика сидела внизу и следила за перемещениями звука от галереи к галерее. Чаще всего в таких случаях использовался эффект эха, когда одна и та же музыкальная фраза повторялась с нескольких разных точек. Примерно так же распределились слушатели и музыканты Московского ансамбля современной музыки на концерте в «ГЭС-2».

Фото: Руслан Шавалеев
В работе с электронной музыкой меня всегда интересовали сопоставления пространств и воспоминаний, попытки передать акустику места, которая существует только в моем внутреннем слухе. Музыка живет в сознании и подсознании автора постоянно, соединяясь с шумами города, перемешиваясь с воспоминаниями о другой музыке или о событиях, которые происходили с ним в тех или иных местах. Память беспрерывно переживает трансформации, генерируя что-то новое, чего, возможно, никогда не существовало в реальности. Эти образы романтизируются, и возникает новый пласт, вариация основного воспоминания.
Работая над инсталляцией, я думал о том, как по-разному мог слышать свои канцоны сам Габриели — в собственной голове, под сводами Сан-Марко, на шумных венецианских кампо. Как композитор ощущал разницу этих акустик? I campi dei ricordi состоят из фрагментов, на первый взгляд совершенно не связанных друг с другом, но объединенных ключевой темой — памятью. Памятью о свете, звуке, запахе и тех акустиках, которые нас окружали и окружают. Я представил себе, что каждое поле (campo) — это отдельное пространство, со своими событиями, флешбэками и звуковыми ландшафтами

— Иван Бушуев

Канцоны Габриели сосуществуют с записями, сделанными в другие дни работы «Настроек»: здесь слышатся отзвуки инсталляции Вангелино Курентзиса «Резонанс», ранее занимавшей Проспект, и прочие шумы, населяющие это пространство. Все сочинение превращается в акустическое воспоминание.

Иван Бушуев (Москва, 1984) — композитор, дирижер, флейтист, автор электронного музыкального проекта nerest, солист Московского ансамбля современной музыки. Окончил факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Стажировался в Барочной академии в Гмундене (Австрия), занимался траверс-флейтой и современной флейтой в Милане, учился по обмену в Консерватории имени Яна Свелинка в Амстердаме. Лауреат международных конкурсов.

Аудиоинженер: Андрей Титов-Врублевский

/