V
A
C
V
A
C

Владимир Раннев. Китеж

Один из краеугольных мифов русской культуры — легенда о граде Китеже — отсылает к временам татаро-монгольского ига.

Это история о том, как город, атакованный войсками хана Батыя, по молитве жителей погрузился в воды озера Светлояр и так спасся от кочевников. Реально существующее в Нижегородской области озеро по сей день остается местом паломничества: считается, что на его берегах можно услышать колокольный звон церквей, ушедших на дно много столетий назад.

На рубеже ХХ века, когда эсхатологические настроения были особенно сильны, предание разрослось до масштабов общенационального символа: опера Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904) проникнута предчувствием надвигающейся катастрофы, крушения привычного порядка вещей, наступления новой, непонятной реальности.

Фото: Аня Тодич

В сочинении, написанном в 2019 году для проекта «ДК „Дзаттере“» в Венеции, Владимир Раннев с помощью электронной обработки звука деконструирует и переосмысляет музыкальный материал оперы. Статичность формата звуковой инсталляции напоминает о «застывшем» времени в затонувшем граде, где, как поют у Римского-Корсакова райские птицы Сирин и Алконост, «вечный миг настал». Раннев считает, что Китеж — феномен прежде всего акустический: он невидим, но отчетливо слышен.

Владимир Раннев (Москва, 1970) — композитор, окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова и Кельнскую высшую школу музыки. Лауреат Гран-при премии Сергея Курёхина (за оперу «Два акта», 2013), а также российской оперной премии Casta Diva (2017) и Национальной театральной премии «Золотая Маска» (номинация «Лучшая работа композитора», 2019) за оперу «Проза». В 2019 году с саунд-инсталляцией «Китеж» принимал участие в проекте «ДК „Дзаттере“ 19–20» (Венеция). В соавторстве с Мариной Алексеевой создал тотальные инсталляции «В шоколаде» (2019), «Можем повторить» (2019) и «Все включено» (2020).

Аудиоинженер: Андрей Титов-Врублевский

/