Место:

Настройки

с 8 апр

Фото: Аня Тодич

Когда возникают помехи и нарушается связь, мы обращаемся к настройкам. Тесное переплетение проводов, мгновенный переход данных от источника к исходной точке — снова раздается звук.

В апреле мы обратимся к «Настройкам», чтобы отладить инструменты воспроизведения и восприятия. И ощутим, как пустое пространство резонирует, вступает в диссонанс и сливается в гармонии с акустической средой.

Слух — один из инструментов познания себя.
Готовы ли мы оказываться внутри новых, непонятных, незнакомых (акустических) ситуаций и пытаться настраивать в них коммуникативные связи?
Дмитрий Курляндский, композитор
Из статьи «Пространство звука. Там дядя ходит»

Работа над проектом началась во время карантина 2020 года — в дни, когда рушились связи и строились новые схемы общения, менялись правила и сбивались настройки всего на свете. Вставал вопрос о возможностях художественного производства в новых условиях.

На этом фоне художниками разных поколений была создана серия звуковых инсталляций, которые порождают неожиданные, непохожие друг на друга акустические ситуации и одновременно приглашают прислушаться к архитектуре «ГЭС-2». Звуки как будто помогают устремленному в будущее, преображенному историческому пространству осознать себя в настоящем.

Программа продолжает линию размышлений о связях архитектуры со звуком, которая была намечена проектом «Геометрия настоящего» в 2017 году, перед закрытием ГЭС-2 на реконструкцию. Работы авторов, определяющих облик сегодняшней музыкальной сцены в России, — Эдуарда Артемьева, Дмитрия Власика, Олега Гудачёва, Дарьи Звездиной, Вангелино Курентзиса и musicAeterna, Владимира Раннева — вступают в диалог с архитектурой Ренцо Пьяно, экспериментируют с ее гармониями и диссонансами, предлагают физически, чувственно пережить пространство, свободное от материальных следов предыдущих выставок. Вместе с тем «Настройки» не ограничены зданием Дома культуры: художники проекта стремятся акустическими средствами разомкнуть стены, вырваться за их пределы.

Как и выставка звуковых инсталляций, концертная программа «Настроек» предлагает зрителю максимально разнообразный слуховой опыт: от реконструкции акустической среды 1840-х годов в сольной программе пианиста Алексея Любимова до современной духовной музыки (премьера «Мессы» Алексея Сысоева), от концерта-перформанса режиссера, композитора и певца Владиславса Наставшевса до бенефиса ансамбля Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.

Кульминация проекта «Настройки» — концерт Московского ансамбля современной музыки «Все станет тишиной», где будут впервые исполнены сочинения Антона Светличного и Бориса Филановского, написанные специально для здания «ГЭС-2».

Куратор
Дмитрий Ренанский

Авторы
Эдуард Артемьев, Дмитрий Власик, Олег Гудачёв, Дарья Звездина (при участии Андрея Гурьянова), Вангелино Курентзис, Владимир Раннев, Антон Светличный, Алексей Сысоев, Борис Филановский

Исполнители
Екатерина Антоненко, Арина Зверева, Теодор Курентзис, Алексей Любимов, Юлия Мигунова, Владиславс Наставшевс, Александра Серикова, Филипп Чижевский

Московский ансамбль современной музыки
Вокальный ансамбль Intrada
Оркестр musicAeterna
Вокальный ансамбль N’Caged
Ансамбль Questa Musica

Информационные партнеры: