V
A
C
V
A
C

Марк Булошников.
Мгновения

В основе замысла Марка Булошникова лежит попытка осмыслить жанр музыкальной инсталляции не как статическую — закольцованную и многократно повторяемую, а как динамическую форму, которая развивается во времени и в пространстве.

Шести часам звучания «Мгновений» соответствуют шесть музыкальных тональностей, сменяющие друг друга каждые шестьдесят минут. Параллельно учащается ритм, от медленного пульса доходя до частого и дробного, а инструментовка становится все более разнообразной.

Музыкальный материал в этой сверхкрупной форме повторяется только дважды, когда в самом начале и в самом конце звучит медленный фокстрот. Его мелодические отголоски можно услышать на протяжении всего произведения: меняя продолжительность и тембровую окраску, осколки этого фокстрота продолжительностью от 3 до 10 секунд возникают и исчезают на фоне разделенных паузами длинных нот струнных инструментов. У такого «фундамента» инсталляции двойная смысловая роль: он звучит как рабочий процесс настройки музыкальных инструментов и одновременно метафорически — как настройка на что-то большее.

Фото: Руслан Шавалеев

Пространство местности и времени неизбежно наполнено событиями — зачастую кратковременными и едва уловимыми, но намекающими на нечто большее. Как если бы мы ожидали сильного ливня, но застали лишь моросящий дождь. Буря надвигалась и прошла стороной, а память все равно улавливает эти сигналы и знает о буре, как лист сохраняет информацию о целом дереве. Словом, даже самая скромная материя имеет свою ДНК с богатой информацией. «Мгновения» — это пространство возможного, где недосказанность и фрагментарность сообщения вкупе с мягкостью и осторожностью подачи отсылают к предчувствию и ожиданию нашего слушательского восприятия, реагирующего на музыкальные знаки. В этом случае мы принимаем сигналы как некое повествование. Однако подобная форма может восприниматься и не нарративно, а в качестве своеобразного перечня музыкальных мгновений

— Марк Булошников

Какие именно элементы из заранее записанного звукового материала будут воспроизводиться в тот или иной момент, определяет компьютерная программа, поэтому гармонические сочетания «Мгновений» получаются непреднамеренными, а звуковой ландшафт пьесы бесконечно обновляется.

Марк Булошников (Нижний Новгород, 1990) — композитор. Окончил Нижегородскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки (класс композиции Бориса Гецелева, класс музыковедения Тамары Левой) и ассистентуру-стажировку под руководством Бориса Гецелева. Лауреат Международного конкурса композиторов «Шаг влево». Художественный руководитель и пианист NoName-ensemble. Председатель Нижегородского регионального отделения Союза композиторов России.

Аудиоинженер: Андрей Титов-Врублевский
Исполнители: Московский ансамбль современной музыки

/