Место:

Настройки-3

10 ноя 2022–12 мар 2023
12+

Общество частных музыкальных представлений. Семь камерных сюжетов об отношениях между музыкой, визуальным искусством и архитектурой

Новый проект Дома культуры «ГЭС-2» развивает и усложняет разговор, начатый в 2022 году в «Настройках» и «Настройках-2». На этот раз он обращается к музыкальным произведениям предыдущих столетий и опыту частного слушания, в котором среда, образы и звуки дополняют друг друга, рождая новый мир вокруг зрителя.

В отличие от первых двух частей, построенных на материале сочинений современных российских композиторов, «Настройки-3» выбирают из архива прошлого семь историй, которые складываются из музыкальных и художественных произведений. Для каждого сюжета отводится отдельный зал, где можно остаться со звуком наедине и, вслушиваясь в музыку и собственные ощущения от нее, почувствовать, как аудиоволны в сочетании с изобразительным искусством задают место, время и обстоятельства.

Семь созданных с ХII по ХХ век музыкальных произведений разных авторов, от Хильдегарды Бингенской до Дмитрия Шостаковича, предполагают различные ситуации камерного слушания — иногда смоделированные композитором, иногда возникающие из исторического контекста, а иногда и заложенные в самом процессе сочинения. Экзистенциальное, метафизическое одиночество композитора, его напряженное внимание к духу времени и собственным ощущениям откликаются в работах художников ХХ–ХХI веков, которые не часто встречаются в пространстве одной выставки: Ирины Кориной и Михаила Врубеля, Фрэнсиса Бэкона и Хироси Сугимото, Ирины Наховой и Олега Васильева, Наири Баграмян и Кирилла Глущенко.

Их вещи не иллюстрируют музыку: слова, звуки, образы, среда и архитектура дополняют друг друга, а из связей между ними рождается новый опыт, не равный сумме слагаемых.

Важной исторической параллелью здесь оказываются концерты Общества частных музыкальных представлений (Verein für musikalische Privataufführungen), основанного в 1918 году австро-американским композитором и теоретиком Новой венской школы Арнольдом Шёнбергом. Эти вечера проходили исключительно в камерных залах, в атмосфере напряженного лабораторного поиска модернистской музыки, соответствующей «не календарному — Настоящему Двадцатому Веку», как выразится позже Ахматова.

Все звучащие на выставке произведения объединены ощущением разрыва с предыдущим художественным опытом, обостренным восприятием границы художественных и исторических эпох, выпадения из эстетического контекста времени или достижения высшей точки развития.

В проекте «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений» музыка и визуальное искусство не просто сопровождают друг друга, но ведут диалог, задавая место, время и обстоятельства. Все звучащие на выставке произведения объединены обостренным восприятием границы художественных и исторических эпох, разлома, оставшегося от движения тектонических плит истории на стыке «тогда» и «сейчас». Связи зримого и слышимого порождают целый мир, возникающий вокруг зрителя, — семь павильонов «Настроек-3» скрывают семь альтернативных вселенных. Композиторы прошлого предстают в них радикальными художниками, мистические песнопения бенедиктинской монахини XII века Хильдегарды Бингенской встречаются с тотальными инсталляциями Ирины Кориной, а вагнеровские «Тристан и Изольда» исполняются в декорациях Хироси Сугимото и Наири Баграмян.

— Дмитрий Ренанский, куратор музыкальных программ фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2»

Кураторы
Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Андрей Титов-Врублевский, Екатерина Чучалина, Елена Яичникова

Авторы
Наири Баграмян, Людвиг ван Бетховен, Хильдегарда Бингенская, Фрэнсис Бэкон, Рихард Вагнер, Олег Васильев, Михаил Врубель, Кирилл Глущенко, Альберто Джакометти, Франциско Инфанте-Арана, Ирина Корина, Эль Лисицкий, Ференц Лист, Люси Маккензи, Владислав Мамышев-Монро и Валерий Кацуба, Карл Хайнц Мартин, Ирина Нахова, Джованни Баттиста Пиранези, Герхард Рихтер, Хироси Сугимото, Всеволод Тарасевич, Анастасия Цайдер, Иван Чуйков, Марк Камиль Шемович, Синди Шерман, Дмитрий Шостакович, Иоганн Штраус и Арнольд Шёнберг, Роберт Шуман, Шеннон Эбнер

Исполнители
Михаил Андрущенко, Виктория Велькова, Алексей Гориболь, Елена Григорьева, Георгий Долгов, Кирилл Кондрашин, Евгений Кривошеин, Ольга Комок, Михаил Крутик, Любовь Лазарева, Федор Леднев, Николай Мажара, Карлос Наварро Эрреро, Владислав Песин, Алексей Петров, Евгений Румянцев, Евгений Светланов, Элени-Лидия Стамеллу, Дмитрий Чернышенко
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Симфонический оркестр Московской филармонии

План павильонов

-1 этаж

I Штраус / Шёнберг

II Бетховен

III Шостакович

IV Хильдегарда Бингенская

V Шуман

VI Лист

VII Вагнер

Проект организован при участии

OVCHARENKO

XL Галереи

Государственной Третьяковской галереи

Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева

Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Московского музея современного искусства

Мультимедиа Арт Музея

Фонда V–A–C

Партнер проекта

Архитектор
Елизавета Сазонова

Сценограф
Александр Барменков

Световые решения
Ксения Косая

Продюсеры
Алиса Кекелидзе, Ксения Макшанцева, Дмитрий Рябков, Александра Чистова

Техническая команда
Андрей Белов, Александр Долматов, Артем Канифатов, Павел Лужин, Константин Петрук, Никита Толкачев

Хранители
Дарья Кривцова, София Лазарева

Кураторы программ доступности и инклюзии
Саша Аникушин, Влад Колесников, Оксана Осадчая

/