Настройки-3.
VI. Лист
Павильон, где встречаются Эль Лисицкий и Ференц Лист, посвящен новаторству формы и ее восприятия и предлагает пересмотреть взгляды на привычные вещи.
Новый проект Дома культуры «
Пьесу «Серые облака» (1881) Ференца Листа принято считать следующей после вагнеровских «Тристана и Изольды» (1859) поворотной точкой в истории музыки на пути от позднего романтизма к искусству XX века. Ференц Лист предчувствует открытия импрессионистов (Клода Дебюсси и Мориса Равеля) и авторов Новой венской школы (Арнольда Шёнберга, Антона Веберна, Альбана Берга) — эмансипацию тембра как самоценного выразительного средства, размывание границ между мажором и минором, атональность и другие эксперименты в области музыкального языка. Острое, диссонансное звучание «Серых облаков» традиционно соотносят с внутренним состоянием композитора, страдавшего в начале 1880-х от депрессии и щемящего одиночества в преддверии скорой смерти.
«Серые облака» ничем не напоминают о Ференце Листе как о пианисте-виртуозе, известнейшем из музыкальных романтиков. Вместо привычного для этого автора уподобления инструмента оркестру с его мощью, полнозвучием и многокрасочностью здесь — приглушенное, графичное, подчеркнуто камерное звучание с напряженными паузами, разрывающими ткань произведения. «Серые облака» — пример беспрецедентной для музыкальной практики XIX века трансформации композиторского стиля: Лист вплотную подступает к поэтике модернизма, которая строится на логике вычитания и аскетизма.
Зазор между стремлением авангарда к массовости и камерными изысками Листа на выставке скрадывается экспозиционным фильтром Лисицкого: его дизайнерское решение было для своего времени и собственно новой формой, и витриной для новых форм единомышленников.
Эль Лисицкому было поручено спроектировать зал для авангардной живописи и скульптуры в одной из 50 галерей на Международной художественной выставке в Дрездене (1926). Художник задумал образцовое «Демонстрационное пространство» (Demonstrationsraum), которое с вариациями можно было бы использовать для любого авангардного искусства. Вместе с будущей женой, галеристкой Софи Кюпперс, он отобрал работы абстракционистов, в числе которых были Пит Мондриан, Ласло Мохоли-Надь и сам Лисицкий.
Перемещаясь по этому пространству, посетитель видел статичные произведения искусства в динамических условиях: ребристые стены меняли цвет, а раздвижные металлические элементы перед конкретными работами можно было поднимать или опускать. Этот кинетический дизайн побуждал пересмотреть взгляды на искусство, пространство и другие привычные вещи.
Два революционных произведения сводятся в единый сюжет о первопроходцах авангарда, о том, как революция художественного языка полностью меняет культурный ландшафт, выращивая нового зрителя для восприятия новой формы, об условиях, необходимых для ее укоренения, и артистических «теплицах», способных дать скорейшие «всходы».
В соседстве с «Серыми облаками» Листа интерьер Лисицкого призван наглядно продемонстрировать условия и отчасти результаты культурного бурления конца XIX и начала XX века — той недолгой, но невероятно концентрированной эпохи, в которую уложились десятки художественных революций, полностью перестроивших искусство. В начале этого пути стоял как раз Лист с «Серыми облаками», подготовившими почву для новой музыки, а чуть поодаль — художественный авангард, с опорой на достижения композиторов создавший ту систему визуальных координат, в которой мы существуем сегодня.
Ференц Лист (1811–1886)
«Серые облака», S. 199, 1881
Исполняет
Алексей Гориболь, фортепиано
Записано на Петербургской студии грамзаписи по заказу фонда
Звукорежиссер Алексей Барашкин
Информационный партнер проекта
Для тех, кому интересно узнать больше о проекте «Настройки-3» и обсудить его с медиатором, в Доме культуры проходят медиаторские туры «В резонансе. Камерные формы» и «Вокруг музыки» (семейный).