Настройки-3.
VI. Лист

Дата:
10 ноя 2022–12 мар 2023
Место:
Галереи
12+
Проект: 

Павильон, где встречаются Эль Лисицкий и Ференц Лист, посвящен новаторству формы и ее восприятия и предлагает пересмотреть взгляды на привычные вещи.

Новый проект Дома культуры «ГЭС-2» развивает и усложняет разговор, начатый в 2022 году в «Настройках» и «Настройках-2». На этот раз он обращается к музыкальным произведениям, созданным с ХII по ХХ век, и опыту частного слушания, в котором среда, образы и звуки дополняют друг друга, рождая новый мир вокруг зрителя.

Пьесу «Серые облака» (1881) Ференца Листа принято считать следующей после вагнеровских «Тристана и Изольды» (1859) поворотной точкой в истории музыки на пути от позднего романтизма к искусству ХХ века. Ференц Лист предчувствует открытия импрессионистов (Клода Дебюсси и Мориса Равеля) и авторов Новой венской школы (Арнольда Шёнберга, Антона Веберна, Альбана Берга) — эмансипацию тембра как самоценного выразительного средства, размывание границ между мажором и минором, атональность и другие эксперименты в области музыкального языка. Острое, диссонансное звучание «Серых облаков» традиционно соотносят с внутренним состоянием композитора, страдавшего в начале 1880-х от депрессии и щемящего одиночества в преддверии скорой смерти.

«Серые облака» ничем не напоминают о Ференце Листе как о пианисте-виртуозе, известнейшем из музыкальных романтиков. Вместо привычного для этого автора уподобления инструмента оркестру с его мощью, полнозвучием и многокрасочностью здесь — приглушенное, графичное, подчеркнуто камерное звучание с напряженными паузами, разрывающими ткань произведения. «Серые облака» — пример беспрецедентной для музыкальной практики XIX века трансформации композиторского стиля: Лист вплотную подступает к поэтике модернизма, которая строится на логике вычитания и аскетизма.

Зазор между стремлением авангарда к массовости и камерными изысками Листа на выставке скрадывается экспозиционным фильтром Лисицкого: его дизайнерское решение было для своего времени и собственно новой формой, и витриной для новых форм единомышленников.

Эль Лисицкому было поручено спроектировать зал для авангардной живописи и скульптуры в одной из 50 галерей на Международной художественной выставке в Дрездене (1926). Художник задумал образцовое «Демонстрационное пространство» (Demonstrationsraum), которое с вариациями можно было бы использовать для любого авангардного искусства. Вместе с будущей женой, галеристкой Софи Кюпперс, он отобрал работы абстракционистов, в числе которых были Пит Мондриан, Ласло Мохоли-Надь и сам Лисицкий.

Перемещаясь по этому пространству, посетитель видел статичные произведения искусства в динамических условиях: ребристые стены меняли цвет, а раздвижные металлические элементы перед конкретными работами можно было поднимать или опускать. Этот кинетический дизайн побуждал пересмотреть взгляды на искусство, пространство и другие привычные вещи.

Два революционных произведения сводятся в единый сюжет о первопроходцах авангарда, о том, как революция художественного языка полностью меняет культурный ландшафт, выращивая нового зрителя для восприятия новой формы, об условиях, необходимых для ее укоренения, и артистических «теплицах», способных дать скорейшие «всходы».

В соседстве с «Серыми облаками» Листа интерьер Лисицкого призван наглядно продемонстрировать условия и отчасти результаты культурного бурления конца XIX и начала XX века — той недолгой, но невероятно концентрированной эпохи, в которую уложились десятки художественных революций, полностью перестроивших искусство. В начале этого пути стоял как раз Лист с «Серыми облаками», подготовившими почву для новой музыки, а чуть поодаль — художественный авангард, с опорой на достижения композиторов создавший ту систему визуальных координат, в которой мы существуем сегодня.

Ференц Лист (1811–1886)
«Серые облака», S. 199, 1881

Исполняет
Алексей Гориболь, фортепиано

Записано на Петербургской студии грамзаписи по заказу фонда V–A–C (2022)
Звукорежиссер Алексей Барашкин

/