Настройки-3.
IV. Хильдегарда Бингенская
Мистические песнопения бенедиктинской монахини в сюрреалистическом пространстве московской художницы Ирины Кориной, приглашающие зрителя в мир грез, духовного совершенствования и размышлений о смыслах современного быта.
Новый проект Дома культуры «
![Движущееся изображение звуковой волны](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/851e6747-05e4-40c8-b4fd-0c5eccf30813/image/cef5c413cc3c0289f9f92361e93f6f51.gif)
Писательница, поэтесса, врач, лингвист, натуралист, философ, музыкант, причисленная в 2012 году к лику католических святых Хильдегарда Бингенская известна как едва ли не первый композитор, чью биографию сохранила история. Мистические видения, с юности сопровождавшие будущую настоятельницу бенедиктинского монастыря Рупертсберг, стали основой для ее opus magnum — сборника Scivias (1151–1152), подробно описывавшего весь цикл бытия от сотворения Вселенной до Страшного суда. Историк науки Чарльз Сингер в монографии 1958 года так описал прозрения Хильдегарды: «Во всех видениях выделяется светящаяся точка или группа точек. В большинстве случаев центральный источник света, более яркий, нежели все остальные, окружен колеблющимися концентрическими кругами. Точки мерцают и движутся, обычно волнообразно — и чаще всего воспринимаются как звезды или горящие глаза».
Хильдегарда Бингенская впервые в западной композиторской традиции стала сочинять музыку на собственные тексты, не проводя четкой границы между словом и звуком, то есть мысля синкретично — обозначив тем самым важную для европейского искусства традицию, кульминацией которой восемь веков спустя стало творчество Рихарда Вагнера. Духовные песнопения Хильдегарды с богатыми мелодическими украшениями отличались необычной для своего времени протяженностью и экспрессивной, личной интонацией. Не имевшие ничего общего с музыкальным каноном Высокого Средневековья, они были по-настоящему оценены лишь в конце XX века: по словам философа и культуролога Сергея Аверинцева, в своих произведениях Хильдегарда занималась «конструированием некоего несуществующего сверхъязыка, на много столетий предвосхищая словотворческие эксперименты новейшей эпохи».
![Павильон снаружи](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/e0c9eb13-bfcb-43c2-b4f9-d97a1a2e98dd/image/ee18edd21498253f1d34e43f6bb2a38c.jpg)
Ирина Корина, театральный художник по образованию, получила известность благодаря тотальным инсталляциям, заимствующим элементы дизайна из публичных постсоветских пространств. Выворачивая их наизнанку, расставляя неожиданные акценты, пересобирая целые музейные залы в соответствии со своими художественными задачами, художница смогла не только точно определить визуальные коды, но и вычленить основной нерв эпохи неистового евроремонта, показать, каким образом эта стилистика распространилась на все стороны жизни и отношений в обществе. Парадный стиль российских нулевых, по Кориной, задал тон городской реальности и повлиял на глубоко личные переживания горожан.
Инсталляция «Камуфляж» (2001) — одна из ранних работ художницы: зритель попадает в некую гетеротопию — помещение неясного назначения, но со следами человеческой жизнедеятельности. Оно напоминает театральное фойе или гостиничное лобби — место, где люди чего-то ждали, но бежали в спешке. Среди узоров на обоях можно разглядеть фотографии людей, которые то ли одеваются, то ли раздеваются; чем ближе к источнику света, тем их становится больше — фигурки вьются, как мотыльки у фонаря. В сумках, знакомых по вещевым рынкам и строительным магазинам, виднеется забытая одежда, откуда-то доносятся рингтоны мобильных телефонов. Инсталляция, придуманная задолго до распространения социальных сетей, рассуждает о феномене социального камуфляжа, мимикрии под желаемый социальный статус, выработке публичного, внешнего образа.
![Интерьер павильона: коридор](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/1620fd08-a380-4098-878e-bca24d6ad5e4/image/5725dac601909c684a9f49d0260fe5be.jpg)
![Интерьер павильона](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/9dae5f94-e87b-4aa8-8fdc-81c836d9226f/image/fd28b08cbb1ed39f1f1c8395b1852bfc.jpg)
Сюрреалистические пространства Ирины Кориной сродни грезам. Подобно светящимся точкам и концентрическим кругам в видениях Хильдегарды, светильники из постсоветских интерьеров воссоздают здесь затерянный и полузабытый мир. Мистические песнопения бенедиктинской монахини с тотальными инсталляциями московской художницы роднят всеобщий охват и узнаваемый язык, который в первом случае служит для духовного совершенствования, а во втором — для размышления о смыслах современного быта.
Хильдегарда Бингенская (1098–1179)
Духовные гимны
Исполняют
Элени-Лидия Стамеллу, сопрано
Ольга Комок, псалтериум
Карлос Наварро Эрреро, виолон
Записано на Петербургской студии грамзаписи по заказу фонда
Звукорежиссер Алексей Барашкин
Информационный партнер проекта
Для тех, кому интересно узнать больше о проекте «Настройки-3» и обсудить его с медиатором, в Доме культуры проходят медиаторские туры «В резонансе. Камерные формы» и «Вокруг музыки» (семейный).