Настройки-3.
V. Шуман

Дата:
10 ноя 2022–12 мар 2023
Место:
Галереи
12+
Проект: 

Трагическая и в то же время возвышенная история павильона посвящена нарушениям восприятия и навязчивым идеям, которые позволяли художникам вырываться за рамки общепринятых канонов эпохи и бросать вызов чувствам зрителя.

Новый проект Дома культуры «ГЭС-2» развивает и усложняет разговор, начатый в 2022 году в «Настройках» и «Настройках-2». На этот раз он обращается к музыкальным произведениям, созданным с ХII по ХХ век, и опыту частного слушания, в котором среда, образы и звуки дополняют друг друга, рождая новый мир вокруг зрителя.

27 февраля 1854 года Роберт Шуман совершает попытку самоубийства — бросается в Рейн. Через день композитор завершит работу над своим последним сочинением — вариациями ми-бемоль мажор, вошедшими в историю музыки под названием «Вариации духа» (1854). Еще через несколько дней 44-летний Шуман будет доставлен в частную психиатрическую клинику неподалеку от Бонна, где и умрет два года спустя, 29 июля 1856 года. К началу работы над «Вариациями» Шуман уже страдал от слуховых галлюцинаций. Тема, «напетая ангелами», появлялась и в более ранних сочинениях Шумана, в том числе — в Квартете № 2 (1842) и медленной части Скрипичного концерта (1853). В «Вариациях духа» изначально устойчивая, монолитная хоральная тема постепенно размывается, искажается, чтобы окончательно раствориться, исчезнув в тревожном хроматическом мареве финала.

Судьба композитора рифмуется с трагедией художника: Михаил Врубель, чья «Фигура. Двусторонний набросок» (1903) представлена в павильоне, также провел последние годы жизни в психиатрической клинике. Там он без конца рисует портреты врачей, пациентов, себя самого. Погружаясь в глубины человеческой болезни и погружая в них зрителя, Врубель, вслед за Шуманом, обнаруживает и ангелов, и демонов, к которым вернется в самые последние дни своей жизни.

Немецкий художник Герхард Рихтер сочетает аберрации и сдвиги, искажающие пространство, с фотографически безупречными деталями, тем самым наводя зрителя на мысль о ложности и относительности видимого — как минимум на аналоговых носителях. В работе «Голова женщины в профиль» (1966) таким искаженным объектом становится женский портрет, мерцающее явление женщины в помехах аппаратуры.

Синди Шерман в серии «Безымянные кадры из фильмов» концентрирует саспенс целой ленты в одном женском образе. Самих фильмов никогда не существовало, но по фотографии можно вычислить их жанр и даже отдельные повороты сюжета. Героиня триллера в «Безымянном кадре № 58» (1980) снята на фоне романтического пейзажа в духе Каспара Давида Фридриха, однако вместо скал ее окружают небоскребы, а на место мнимой незыблемости и стойкости романтического персонажа приходят неуверенность и тревожность современности; неизменной остается лишь трагическая напряженность.

«Серая фигура» (1957) Альберто Джакометти, показывающая неустойчивость внутреннего мира перед внешними катастрофами, вступает в диалог с «Эскизом к портрету» (1953) Фрэнсиса Бэкона. Здесь тоже возникает собирательный образ, погруженный в экзистенциальное отчаяние, изъятый из привычной действительности и помещенный в абстрактный кокон.

На экране идет фильм Карла Хайнца Мартина «От рассвета до полуночи» (1920) по сценарию классика немецкого экспрессионизма Георга Кайзера. Главный герой, банковский служащий, похищает деньги из кассы, чтобы проникнуть в потусторонний мир, но в итоге не выдерживает попыток выбраться за пределы зримой вселенной и сходит с ума.

Две работы в этом павильоне перестраивают зрительскую оптику, разворачивая измененное пространство со смещенными перспективами и взывая к непривычным регистрам чувствительности. «Наклоненное дерево» (2002–2008) Шэннон Эбнер посреди нарочито искаженного ландшафта вызывает состояние неустойчивости и сбивает с толку вестибулярный аппарат.

Инсталляция Ирины Кориной Urangst (2003/2022) предлагает пройтись по шаткому полу вдоль вывернутых наизнанку торговых ларьков и взглянуть наверх: видео на потолке еще больше дезориентирует зрителя, расшатывая психику. Получается, что для нарушения пространственных координат и искажения привычных представлений об окружающем мире достаточно совсем малого.

Интерьер павильона отсылает к дизайну 2000-х годов, когда любовь к натуральным материалам соседствовала с гротескными световыми решениями, а общий минимализм — с гипертрофированной вычурностью деталей.

Роберт Шуман (1810–1856)
Geistervariationen («Вариации духа») WoO 24, 1854

Исполняет
Алексей Петров, фортепиано

Записано на Петербургской студии грамзаписи по заказу фонда V–A–C (2022)
Звукорежиссер Алексей Барашкин

/