Содержание сезона во многом определил проект «„Санта-Барбара“. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона», созданный специально для «
Его отправной точкой стала первая на отечественном телевидении американская мыльная опера. «Санта-Барбара» оказалась самым долгим сериалом в истории России (1992–2002). Знакомя зрителей с не-советским образом жизни, она пробуждала в них новые стремления и эмоции. Не только мечту о «красивой жизни», но и жажду самоопределения, и неоднозначное отношение к доминированию западных ценностей: будучи отчасти инструментом внешнего влияния на российскую идентичность, «Санта-Барбара» вызвала сопротивление культурной колонизации, которое всегда играло определенную роль в нашей истории.
Переснимая с режиссером Асой Хельгой Хьорлейфсдоттир и московской съемочной группой в течение 100 дней серию за серией мыльной оперы на русском языке на открытой площадке в «
Другой художественный проект сезона «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях» включает в себя выставку, стендап-программу, танц-процессию и ночной рейв. Карнавал был завезен в Россию из Европы Петром I. Однако задолго до того элементы карнавальности уже были укоренены в русских фольклорных обрядах и народных традициях. Именно их российские художники открывают заново и пытаются интерпретировать вместе с посетителями «
Рагнар Кьяртанссон и Ингибьорг Сигурьонсдоттир выступили кураторами выставки «В Москву! В Москву! В Москву!», которая представляет произведения самого Кьяртанссона в диалоге с другими художниками. Параллели и пересечения их работ затрагивают волнующие Рагнара темы: силу воздействия музыки и театра, значение повторения, способность искусства влиять на мир и другие.
Просветительская программа
Просветительская программа сезона «Санта-Барбара» создавалась в диалоге с Рагнаром Кьяртанссоном. Проекты выросли из мотивов практики художника, из ассоциаций и рифм с его работами, созвучных современной российской культуре. Однако программа независима от центральной экспозиции: она не дополняет и не объясняет ее, а существует с ней на равных правах.
Тему клише, к которой постоянно обращается Кьяртанссон, исследуют участники проектов «Сцены из русской культуры» и «Долго и счастливо (вариации на тему счастливого финала)». Разговор о сериалах и повторении, начатый перформансом «Санта-Барбара», будет идти и в цикле бесед и встреч «Еще одну: к опыту сериальной культуры». Важный для Кьяртанссона вопрос о силе воздействия искусства на человека стал предметом изучения в проекте «Шок и слава», а способность управлять настроением и чувствами обсуждается в «Школе эмоционального здоровья». Возможность играть любые роли и импровизировать, как это любит делать художник, легла в основу программы «Как будто». Проект «Ощутимое присутствие» помогает исследовать различные виды восприятия, «Я сама» — посвящен аффективному труду, а «Бег серого гуся» — тому, как благодаря совместным физическим практикам можно сформировать сообщество.
Форматы просветительской программы отличаются по продолжительности (от серии событий в течение всего сезона до одиночных), степени вовлеченности участников (от мастер-классов до публичных бесед) и способам познания (от телесных воркшопов до ридинг-групп).
«
Информационные партнеры