Ощутимое присутствие

Дата:
4 дек 2021–27 фев 2022
Место:
ГЭС-2
12+

Проект, создающий условия для контакта со своими чувствами и формирования новых способов взаимодействия с окружающим миром.

«Ощутимое присутствие» — это попытка создать условия для настройки и перенастройки органов чувств, которая помогла бы вернуть осознанность в регулярно повторяемые действия. Для этого была создана Комната сенсорных впечатлений с интерактивной средой, где звуки, запахи и цвета становятся инструментами для получения нового опыта ощущений.

Пространство разработано командой студии Playtronica, художником Елизаветой Москвиной и экспертами: исследователем синестезии Антоном Дорсо, нейробиологом Антоном Варламовым, специалистом по сенсорной интеграции Марией Шапиро и арт-терапевтом Анной Ше. За работу с запахами в проекте отвечают ольфакторные художники Мария Головина и Павел Никандров (Holynose).

Идея проекта основана на механизме сенсорной интеграции — бессознательном процессе, в ходе которого нервная система интерпретирует информацию, полученную от органов чувств. Сенсорной интеграцией называют и терапевтические методики, направленные на то, чтобы помочь людям с различными особенностями восприятия сформировать собственную картину мира, научиться точно определять раздражители во внешней среде и уметь управлять своей реакцией на них.

Нам показалось важным «разогреть» зрителя перед просмотром современного искусства в пространстве Дома культуры «ГЭС-2», как «разогревают» футболистов перед выходом на поле. Медитация в темноте, упражнения для более полного ощущения своего тела и положения в пространстве, тренировка осязания и восприятия запахов, звуковых и световых вибраций — именно с расчетом на все это устроена Комната сенсорных впечатлений. Здесь зрители могут создавать последовательности стимулов, комбинации из звуков, световых импульсов и тактильных ощущений. Это такой синтезатор, на котором можно исполнять синестетические этюды, предназначенные для восприятия разными органами чувств одновременно. Надеюсь, Кандинский и Скрябин были бы довольны!

— Саша Пас, команда Playtronica

Попытка задействовать все органы чувств и сенсорные системы человека связана с поиском максимально широкого поля воздействия. Это путь, по которому идет современное искусство: от плоскости картины к иммерсивному опыту тотальных инсталляций или перформативных практик, когда зритель становится соучастником. Расширение границ искусства влечет за собой расширение границ чувствования и отчасти совпадает с еще одним предметом исследования команды проекта — синестезией, феноменом восприятия, при котором одно ощущение ведет к неконтролируемому отклику в другой, не связанной с ним напрямую, сенсорной системе.

Эстетический, буквально — чувственный, опыт основывается в том числе на импульсах от моторной системы, ощущений и восприятия. В этом проекте мы изучаем сенсорные различения как агента влияния на эстетические суждения человека. Мы хотим обратиться к невербальному и, возможно, даже невербализуемому опыту, который мы получаем через сенсорные каналы.

— Катя Порутчик, Полина Зотова, кураторы проекта

Мы хотим, чтобы ваше посещение Комнаты сенсорных впечатлений было комфортным и приятным, и для этого разработали несколько рекомендаций:

Оставьте, пожалуйста, в шкафчике в зоне ожидания личные вещи и обувь. Чтобы вам было комфортнее во время посещения Комнаты, советуем принести с собой и надеть дополнительные носочки.

Также мы просим вместе с другими вещами оставить в шкафчике мобильный телефон или просто не пользоваться им во время посещения пространства.

Пожалуйста, не наносите яркие ароматы перед посещением Комнаты.

Вход в Комнату организован группами по три человека с интервалом в 5 минут. Максимальное время вашего ожидания составит 10 минут.

Из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19, дети младше 14 лет могут посещать пространство только в сопровождении взрослых — родителей или опекунов с QR-кодом и паспортом. С одним взрослым может пройти только один ребенок.

В Комнате сенсорных впечатлений меняется освещение и встречаются объекты, издающие громкие звуки и распространяющие запахи. Посетителям с особенностями сенсорного восприятия могут понадобиться средства, которые они используют в повседневной жизни: темные очки, беруши, наушники или одежда с капюшоном.

Карту сенсорной нагрузки пространства можно взять у администратора Комнаты.

В случае сенсорной перегрузки вы можете воспользоваться Тихой комнатой для отдыха. Она расположена на –1-м этаже справа от гардероба.

Режим работы:
Ежедневно, 10:00–20:00
Техническая пауза 15:00–16:00
Сеансы начинаются каждый час

Участники проекта

PLAYTRONICA — студия креативных технологий, которая с помощью междисциплинарных практик исследует новые типы взаимодействия человека с окружающим миром, и в частности с технологиями. Проекты Playtronica выставлялись во многих музеях в России и в мир.

Антон Дорсо — лингвист, психолог, исследователь синестезии. Руководитель исследовательской группы по синестезии Центра междисциплинарных исследований современного детства (МГППУ). Основатель и научный куратор Российского синестетического сообщества, член дирекции Международной ассоциации синестетов, деятелей искусства и науки (IASAS).

Анна Ше — клинический арт-терапевт, художник, исследует в числе прочего телесное сознание. Автор международных программ и работ, посвященных терапевтическому воздействию художественных практик и сред на человека и сообщества. Руководитель Студии арт-терапии САМО.

Мария Шапиро — психолог, нейропсихолог, специалист по телесно ориентированным практикам. Руководитель психологической службы в Логопедическом центре «Территория речи», клинический директор Сенсорно-двигательного зала «Шалтай-Болтай» (Москва, 2019). Проводит сенсорно-двигательные занятия с детьми с особенностями развития и занятия по игровой терапии.

Антон Варламов — нейробиолог, кандидат биологических наук. Руководитель лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института русского языка им. Пушкина, заместитель руководителя по научной работе центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир». Автор более 60 научных публикаций.

Елизавета Москвина — архитектор, художник, художник-постановщик в кинопроектах. Училась в Московском архитектурном институте и Архитектурной школе Потсдама (Германия). Работает на стыке художественной постановки и архитектуры, создает пространства для погружения и иммерсивного опыта.

Мария Головина — парфюмер, ольфакторный художник, парфюмерный журналист. Автор коммерческих и художественных проектов, связанных с запахами. Парфюмер бренда Holynose.

Павел Никандров — ольфакторный художник, основатель и главный идеолог Holynose. Графический и промышленный дизайнер.

В проекте также принимали участие

Василиса Бикеева — архитектор, фотограф. В своей практике исследует образность и подходит к проектированию и строительству как к процессу поиска целостности и баланса.

Настя Черепенькина — архитектор, дизайнер выставок, художник. Работала в бюро «Архитекторы Асс». Занимается реконструкцией зданий, в частности, их преобразованием в музейные и культурные пространства

Александр Василенко — художник, композитор. Саунд-дизайнер компании Endel. Исследует современные возможности работы со звуком с использованием машинного обучения.

Дмитрий Соколов — художник и креативный разработчик. Сооснователь и технический директор московского сообщества художников «Варенъйе организм».

Алексей Коханов — вокалист, перформер и композитор. Участник театра голоса «Ла Гол» Наталии Пшеничниковой. Приглашенный солист Электротеатра Станиславский.

Технический специалист: Мариам Исмаилова 
Продюсер: Стася Дементьева
Реализация архитектурной концепции: Inside Art

Отдельное спасибо:
Костя Антонов
Виктор Глазунов
Наталья Горюнова
Александр Москвин
Антонина Стейнберг
Мария Стихарова
Игорь Федотов
Александр Чистов

Экспертную поддержку проекта осуществляет Международная некоммерческая образовательная инициатива Journey Through the Senses (JTTS)

Вода для участников публичной программы предоставлена Edis