«Санта-Барбара». Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона

Дата:
4 дек 2021–13 мар 2022
Место:
Проспект

Проект исландского художника Рагнара Кьяртанссона в формате живой скульптуры, созданный для Дома культуры «ГЭС-2».

Первая американская мыльная опера в России и самая долгая в истории ее телевидения, «Санта-Барбара» ознаменовала собой один из культурных феноменов постсоветского пространства 1990-х — приток импортных мелодрам. Население входило в шокирующий мир капитализма вместе с «Санта-Барбарой», опираясь на эмоциональный опыт, полученный во время ее просмотра. Вероятно, сериалы как явление действительно могли повлиять на культурную историю современной России.

Художественный метод Рагнара Кьяртанссона разворачивается вокруг театральности и ритуала и их общей черты — повторения и многократного воспроизведения. Он создает перформансы, фильмы, музыкальные произведения, картины и рисунки. В новой работе Кьяртанссон объединил свой интерес к исследованию роли прошлого в настоящем и к реконструкции событий через переживание эмоциональных символов и привязанностей.

Создавая это грандиозное произведение, Рагнар Кьяртанссон отдает дань уважения русской культуре и ее страсти к искусству, литературе и театру. Таким образом, пересъемка/реконструкция культового продукта 1990-х годов превращается в создание коллективной живой исторической картины.

— Франческо Манакорда, художественный директор фонда V–A–C

Под руководством Кьяртанссона в «ГЭС-2» профессиональная киногруппа во главе с режиссером Асой Хельгой Хьорлейфсдоттир поставит на русском языке, снимет и выпустит около 100 эпизодов теленовеллы. Съемки каждой серии должны уложиться в сутки. Актеры, профессионалы и любители, будут работать как в театре: все сцены снимаются с единственного дубля. Декорации, костюмы и реквизит каждого эпизода воспроизводят — с нюансами в духе излюбленной Кьяртанссоном импровизации — те, что были использованы в оригинальном сериале.

Без остановки переснимая серию за серией на открытой для зрителей площадке, Кьяртанссон пишет своего рода масштабное историческое полотно, которое превращается в живую перформативную скульптуру. В таком методе он видит художественную задачу. Во многом ее определил интерес Кьяртанссона к тому, как ситуации и эмоции трансформируются с течением времени, и к изменениям, способным внезапно привести к возникновению эмоциональной общности.

Эскиз Рагнара Кьяртанссона для живой скульптуры «Санта-Барбара»

Требующая титанического напряжения постановка будет реализована с присущими работам Кьяртанссона юмором, легкостью и готовностью принять любые условия, рожденные в несовершенстве ускоренного видеопроизводства. В грандиозных декорациях все механизмы театральной и киноиндустрии будут функционировать как зрелищная динамическая скульптура, синхронизируя прошлое с настоящим и будущим.

«Санта-Барбара» Рагнара Кьяртанссона — это еще и размышление о влиянии и соперничестве истории и современности, реальности и вымысла. Неоднозначность трактовок, сфабрикованные события, множественность псевдореальностей ­— все возникающие в перформансе приметы сегодняшних массмедиа становятся отправной отправной точкой программы «Святые Варвары, или Оба хуже».

Рагнар Кьяртанссон в своей практике использует различные художественные приемы и медиумы. Его видеоинсталляции, перформансы, рисунки и картины затрагивают историю кино, музыки, литературы. Работы Кьяртанссона созданы под влиянием классической драмы и театра, они эмоциональны, в них есть юмор. Подражание и театрализованная постановка становятся ключевыми инструментами художника для того, чтобы передать неподдельные чувства. Отличительной чертой практики Кьяртанссона является длительное повторение одних и тех же действий. Персональные выставки и перформансы Рагнара Кьяртанссона прошли в Художественном музее Штутгарта, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Художественной галерее Барбикан в Лондоне, Музее Хиршхорна и Саду скульптур в Вашингтоне, Художественном музее Рейкьявика, Дворце Токио в Париже и Новом музее в Нью-Йорке. В 2009 году он представлял Исландию на Венецианской биеннале, а в 2013 году его работы были показаны на главной выставке Биеннале.

Рагнар Кьяртанссон, Санта Барбара, 2021-22, продолженный перформанс
Режиссер: Аса Хельга Хьорлейфсдоттир
Постановка перформанса и производство: Lorem Ipsum
Работа создана по заказу и произведена фондом V–A–C, Москва
Предоставлено художником, галереей Luhring Augustine, Нью-Йорк, и галереей i8, Рейкьявик
Авторы оригинального сериала Бриджит и Джером Добсон
«САНТА-БАРБАРА» © 1984 Twentieth Century Fox Television. Все права защищены

Доступность
Подробнее об адаптации мероприятий вы можете узнать в разделе Доступность
  • Тифлокомментарий
  • Перевод на русский жестовый язык или на голос
/