Мы можем начать сначала? Пожалуйста!
(Шифра Каждан. «Множественное время клиники»)
Если представить все происходящее в сегодняшнем мире как киносценарий, какой могла бы быть его последняя сцена? Обращаясь к перформансу Рагнара Кьяртанссона «Печаль победит счастье», кураторы ставят вопрос о (не)возможности счастливого финала. Участники перформативных мероприятий и лекций в пяти сессиях будут предлагать свои версии. Любовь Кьяртанссона к музыке и его интерес к повторению как к художественному методу определили формат программы — тема с вариациями.
Вариация-сессия «Долгая счастливая жизнь» отсылает к одноименному альбому группы «Гражданская оборона», и с этой же словесной формулой пересекается последняя работа Алексея Балабанова «Я тоже хочу» (2012) — реалистичная сказка-притча о людях, которым безумно и сокровенно хочется счастья, но они не знают, что это и как его достичь. С предисловием к «Я тоже хочу» и документальному фильму «Сияние обрушится вниз» (реж. Н. Чумакова, 2017) о последнем концерте «Гражданской обороны» выступит музыкальный журналист Максим Семеляк. Завершит сессию филолог Юрий Доманский с беседой о поэтике Егора Летова.
В вариации «Будущее меняет знак» философ Михаил Маяцкий прочтет лекцию о распространенном в культуре мотиве «жертв истории», выдвинув предположение, что новым поколениям придется жить не в более прекрасном мире, а в более трудном. Завершит сессию музыкальный перформанс «Политика настроения» режиссера Сергея Морозова и Вадика Королева с Ярославом Тимофеевым (OQJAV), в центре которого романтическая фигура странствующего музыканта — одного из лирических героев Рагнара Кьяртанссона.
Вариация «Мертвый попугай» выстроена вокруг теории salvage-панка (от англ. salvage — «спасать») и сюжетах о мире после катастрофы. Salvage-панк, основанный на гипотезе, что мир уже пост-катастрофичен, предлагает человечеству действовать, подобно спасателям на руинах здания, из-под обломков которого еще возможно извлечь что-то ценное. В рамках сессии пройдет лекция теоретика современного искусства Бориса Клюшникова, а также серия кинопоказов комик-группы «Монти Пайтон».
Финальная вариация «Обаятельная сила сонного спокойствия» строится вокруг пьесы Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича». Его ученица, кураторка «Отдела боли», Зарема Заудинова в Лаборатории травматического реализма «Больно и счастливо» предлагает участникам попробовать в действии версию «панического театра» Угарова, которую она развивает. Завершит программу телесный воркшоп «Сновидящее тело». Хореограф Анна Гарафеева приглашает к поиску ответов на вопросы, может ли танец быть сновидением и как воплотить сны через движение.