Experimental ballet. No Tomorrow

Date:
4–5 Mar 2022
Place:
GES-2
12+
Season: 

No Tomorrow is a conceptual take on ballet for six dancers and six guitars, staged by Ragnar Kjartansson and choreographer Margrét Bjarnadóttir with music by Bryce Dessner. Its simplicity and effectiveness make it a reflection on the grace, inner strength and skills of the dancer.

For almost half an hour six dancers clad in the normcore uniform of identical jeans and white T-shirts perform a choreographic composition, accompanying themselves on guitars. No Tomorrow is no less a sonic musical experiment then a dance piece.

The title comes from the French novella Point de Lendemain (“No Tomorrow”) by Dominique Vivant-Denon. Written in the late 18th century, Point de Lendemain is a masterpiece of secular literature of the time.

The verbal landscapes of the story are reminiscent of canvases by the master of "gallant scenes", Jean-Antoine Watteau. Frozen in graceful poses, often in dance, Watteau's characters are wistful, lacking in individual features and almost ephemeral in appearance, and the actions of his paintings suggest no development.

Image by Jónatan Grétarsson

No Tomorrow is an opus to abstract beauty and unnamed emotions, transparent and resonant minimalism, a ghost ballet. Dressed in casual clothes, the dancers move so gracefully that the endless repetitions of steps and the weaving of choreographic drawings become an unobtrusive mantra, an invitation to deep meditation. The singing of the dancers has a mesmerizing effect, like voices of sirens, imperceptibly transporting the entire audience to an island of peace and ghostly romanticism. No Tomorrow is a manifesto of rhythm, movement and chords, vaguely remembered emotions. A reflection on the beauty and elegance, inner strength and art of a dancer.

– Olga Tsvetkova, project curator

Kjartansson and Bjarnadóttir describe No Tomorrow as a homage to Watteau. Indeed, despite the lack of decoration and the emphatically simple costumes, the performance is deeply indebted to the Rococo style, of which Kjartansson is a declared devotee. The remote melancholy of their sung refrain and the repetitive pattern of their steps make No Tomorrow into an almost meditative experience. The music was written by Bryce Dessner, a composer and guitarist of the rock band The National, with whom Kjartansson also collaborated for the six-hour performance A Lot of Sorrow which is part of the exhibition To Moscow! To Moscow! To Moscow!

Bryce has scored music for contemporary dance throughout his career and wrote No Tomorrow's music with the idea of complicated counting patterns that only dancers could actualize. This is not music for guitarist, it's music for dancers. Many of the performers of No Tomorrow did not know how to play the guitar before entering this project. They learnt the chords, picks and strums together with the choreography. The music of the ballet is in keeping with its movement – fragile, vulnerable and barely audible when the dancers retreat to the back of the stage or turn their backs to the audience. The bulky guitar, inseparable from each dancer throughout the performance, at times seems to be an extension of their body. No Tomorrow, like Vivant-Denon's story, offers no final moral. Endless repetition turns into a manifesto of rhythm, movement and live sound.

The ballet was premiered at the Sacrifice Festival in Reykjavik in 2017.

Performers
Aðalheiður Halldórsdóttir, Anais Florence Lea Barthe, Elín Signý Weywadt Ragnarsdóttir, Halla Þórðardóttir, Inga Maren Rúnarsdóttir and Lovísa Ósk Gunnarsdóttir

Commissioned by The Icelandic Dance Company

Curator Olga Tsvetkova

Ragnar Kjartansson is an artist and musician. Born in 1976 in Reykjavik, he studied at the Icelandic Academy of Arts and the Royal Academy in Stockholm. Kjartansson's solo exhibitions and performances have been held in many leading museums around the world. In 2009, Kjartansson represented Iceland at the Venice Biennale, and in 2013 his works were shown at the main exhibition of the Biennale, Encyclopedic Palace. He uses various artistic techniques and mediums. Kjartansson's works are associated with emotionality and humor, each of them influenced by the comedies and tragedies of classical theatre.

Margret Bjarnadottir is an Icelandic artist and choreographer who works at the intersection of dance, performance, visual arts and literature. Her diverse practice includes choreography, photography and video, texts, playing drum kits and creating glass objects. Margret was the choreographer of Bjork's concert tour Utopia (2017) and her Cornucopia show in 2019.

Bryce Dessner is the composer and guitarist of the band The National, and is also actively engaged in curatorial activities. He has composed orchestral, chamber and vocal compositions for the Los Angeles Philharmonic Orchestra, the Metropolitan Museum of Art and the New York Philharmonic Orchestra, the Kronos Quartet, the Barbican Art Centre, and the New York City Ballet Company. His works have been performed at the most celebrated music festivals.

Accessibility
You can find out more information about the adaptation of events in the Accessibility page
  • Audio description
  • Large print
  • FM-system, induction loop
/

Экспериментальный балет No Tomorrow

Дата:
4–5 мар 2022
Место:
ГЭС-2
12+

Экспериментальный балет для шести танцовщиц с гитарами — оммаж живописцу Антуану Ватто и приглашение в глубокую медитацию.

No Tomorrow — балет Рагнара Кьяртанссона и Маргрет Бьярнадоттир. На протяжении получаса шесть танцовщиц в одинаковых джинсах и белых футболках, исполняя хореографическую композицию, аккомпанируют себе на гитарах и пропевают одну и ту же фразу: «Я считал себя самым любимым из всех любовников и, следовательно, самым счастливым из людей».

Рагнар Кьяртанссон, известный своим интересом к клише и бесконечному повторению, заимствовал цитату из повести Доминика Виван-Денона, литератора и первого директора музея Лувр. Написанная во второй половине XVIII века и типичная для светской литературы того времени книга посвящена короткой любовной связи и в оригинале называется Point de Lendemain, на английском No Tomorrow, а ее русский перевод был издан под заглавием «Ни завтра, ни потом». Интерьеры замка и красоту парковых павильонов, где происходит действие, Денон описывает с тщательностью рисовальщика. Его словесные пейзажи напоминают полотна мастера «галантных сцен» Антуана Ватто. Застывшие в изящных позах, нередко в танце, персонажи Ватто чаще грустны, лишены индивидуальных черт и выглядят почти эфемерными, а сюжеты его картин не предполагают развития. Авторы называют балет No Tomorrow оммажем Антуану Ватто.

Фото: Jónatan Grétarsson

No Tomorrow — это опус абстрактной красоте и неназванным эмоциям. Прозрачный и звенящий минимализм, балет-призрак. Одетые в повседневную одежду танцовщицы движутся настолько изящно, что бесконечные повторы шагов и плетение хореографических рисунков становятся ненавязчивой мантрой, приглашением публики в глубокую медитацию. Пение танцовщиц действует завораживающе, как голоса сирен, незаметно перенося весь зрительный зал на свой островок покоя и призрачного романтизма. No Tomorrow — это манифест ритма, движения и аккордов, смутно припоминаемых эмоций. Размышление о красоте и изящности, внутренней силе и искусстве танцора

– Ольга Цветкова, куратор проекта

Постановка без декораций и с подчеркнуто простыми костюмами на деле оказывается посвящением любимому стилю Кьяртанссона — рококо. В повседневной одежде и с распущенными волосами, балерины танцуют так плавно, будто на них пышные юбки и тяжелые парики. Они поют отстраненно и печально одно и то же, что, как и бесконечные повторы шагов, превращает No Tomorrow в медитативное зрелище. Музыку для балета написал Брайс Десснер, композитор и гитарист рок-группы The National, с которой Кьяртанссон представлял свой шестичасовой перформанс «Много печали». Его видеодокументация вошла в выставку «В Москву! В Москву! В Москву!».

Многие исполнительницы No Tomorrow не умеют играть на гитаре, нужные аккорды они разучили вместе с хореографией. Звук в балете следует за движением, он хрупок, уязвим и становится едва слышным, когда танцовщицы отходят вглубь сцены или поворачиваются спиной к залу. Весь спектакль они ни на минуту не выпускают из рук громоздкие инструменты, которые временами начинают напоминать тела. В балете No Tomorrow, как и в повести Денона, нет морали в конце, равно как и в перформансах Кьяртанcсона нет цели рассказать историю. Бесконечное повторение превращается в нем в манифест ритма, движения и живого звучания. Премьера балета состоялась в 2017 году в Рейкьявике, на фестивале Sacrifice.

Рагнар Кьяртанссон — художник, музыкант. Родился в 1976 году в Рейкьявике, учился в Исландской академии искусств и Королевской академии в Стокгольме. Персональные выставки и перформансы Кьяртанссона прошли во многих ведущих музеях мира. В 2009 году Кьяртанссон представлял Исландию на Венецианской биеннале, а в 2013 году его работы были показаны на главной выставке биеннале «Энциклопедический дворец». Он использует различные художественные приемы и медиумы. Работы Кьяртанссона связаны с эмоциональностью и юмором, на каждую из них повлияли комедии и трагедии классического театра.

Маргрет Бьярнадоттир — исландская художница и балетмейстер, работающая на стыке дисциплин: танца, перформанса, визуальных искусств и литературы. Ее разнообразная практика включает в себя хореографию, фотографию и видео, тексты, игру на ударных установках и создание объектов из стекла. Маргрет была хореографом концертного тура Бьорк «Утопия» (2017) и ее шоу Cornucopia в 2019 году.

Брайс Десснер — композитор и гитарист группы The National, также активно занимается кураторской деятельностью. Написал оркестровые, камерные и вокальные композиции для филармонического оркестра Лос-Анджелеса, Метрополитен-музея и филармонического оркестра Нью-Йорка, «Кронос-квартета», Центра искусств Барбикан, труппы «Нью-Йорк Сити балет». Его произведения исполнялись на самых известных музыкальных фестивалях.

Доступность
Подробнее об адаптации мероприятий вы можете узнать в разделе Доступность
  • Тифлокомментарий
  • Материалы, напечатанные увеличенным шрифтом
  • FM-система, индукционная петля
/