V
A
C
V
A
C

Настройки. Концерты

undefined: 

Каким сегодня может быть концерт? Как соотносится в этом формате традиция с современностью? В поисках ответов «Настройки» предлагают целый спектр жанров и форм, балансируя на грани старого и нового, духовного и светского, индивидуального и коллективного переживания и опыта.

Главный герой сольного выступления Алексея Любимова — фортепиано Érard 1848 года из коллекции Алексея Ставицкого. Исполняя музыку Моцарта, Бетховена и Шопена, пианист делает попытку реконструировать восприятие искусства рубежа XVIII–XIX веков в эпоху зрелого романтизма. Можно ли сравнить дистанцию между ними с расстоянием, отделяющим 2022 год от 1848-го?

Концерт — по определению светский жанр, сакральное — удел старого искусства. Музыканты ансамблей Intrada и Questa Musica ставят это утверждение под вопрос: их программы прослеживают ход духовных поисков от Высокого Ренессанса (Палестрина и Монтеверди) и барокко (Лотти и Бах) до романтизма (Брамс) и современности (мировая премьера «Мессы» Алексея Сысоева).

В эпоху смешения жанров концертная сцена кажется последним оплотом «чистой музыки». Но всегда ли это так — и где сегодня проходят границы, отделяющие концерт от музыкального театра или перформанса? В финале «Прощальной» симфонии Йозефа Гайдна (1772) исполнители один за другим уходят со сцены, которая постепенно погружается в сумрак. Первый (и один из самых ярких) в истории музыки образец инструментального театра встречается в афише «Настроек» с «Лирическими сценами» театрального режиссера, певца и композитора Владиславса Наставшевса — проектом на стыке сольного концерта и моноспектакля.

Пятница, 15 апр

Алексей Любимов

Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Соната № 8 ля минор KV 310
Соната № 15 фа мажор KV 533/494

Фридерик Шопен (1810–1849)
Скерцо № 1 си минор, соч. 20
Прелюдия до-диез минор, соч. 45
Баркарола фа-диез мажор, соч. 60

Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Соната № 14 до-диез минор, соч. 27 № 2 («Лунная»)

Суббота, 16 апр

Владиславс Наставшевс

Концерт-перформанс «Лирические сцены»

Понедельник, 18 апр

Вокальный ансамбль Intrada
Художественный руководитель и дирижер — Екатерина Антоненко

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525–1594)
Nunc dimittis

Питер Филипс (1560–1628)
Ave Jesu Christe

Клаудио Монтеверди (1567–1643)
Adoramus te, Christe

Антонио Лотти (1667–1740)
Crucifixus a 10

Алексей Сысоев (р. 1972)
«Месса для смешанного хора» (2018, мировая премьера)

Пятница, 29 апр

Ансамбль Questa Musica
Дирижер — Филипп Чижевский

Иоганнес Брамс (1833–1897)
Два мотета, соч. 29

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Кантата BWV 4 Christ lag in Todesbanden («Христос лежал в оковах смерти»)

Йозеф Гайдн (1732–1809)
Симфония № 45 «Прощальная»

Воскресенье, 15 мая

Все станет тишиной

Исполняет: Московский ансамбль современной музыки

Джованни Габриели
Канцоны

Антон Светличный
«Все станет тишиной» (2022, мировая премьера)

Борис Филановский
Unterwassermusik («Музыка под водой», 2022, мировая премьера)

Все иллюстрации: Маша Титова

/