V
A
C
V
A
C

Обретенное время.
Программа концертов

В июне проект «Настройки» продолжает концертная программа, в которой перекликаются эпохи и поколения, Европа и Россия, корифеи и дебютанты.

В 1687 году Иоганн Адам Рейнкен (1643–1722) издает сборник Hortus musicus («Музыкальный сад») — шесть сонат и сюит для двух скрипок, альта и basso continuo, один из важнейших памятников немецкого музыкального барокко. Почти двадцать лет спустя Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) пересочиняет первую из сонат Hortus musicus для клавесина, вступая в диалог со своим предшественником. Для «Настроек» подлинник Рейнкена сыграют солисты оркестра Pratum Integrum, а переработанный «Музыкальный сад» — российский клавесинист Дмитрий Зубов. В его сольной программе произведения разных периодов творчества Баха складываются в захватывающую панораму: от раннего Каприччио BWV 993 до позднего Дуэта BWV 804.

Одной из главных тем «Настроек» становится аутентичное исполнительство, которое в профессиональной среде часто называют «исторически информированным». Это ключевая для нашего времени концепция интерпретаторского искусства, которое понимается прежде всего как культурная задача. При таком подходе исполнитель пытается воссоздать звучание музыки прошлого на исторических инструментах, в строгом соответствии с духом эпохи, но одновременно представляет старых мастеров как актуальных художников, тем самым выходя за рамки линейного взгляда на развитие искусства и отвергая идею художественной завершенности. Неслучайно в кульминации концерта ансамбля Pratum Integrum прозвучат Passionslieder («Страстные песни», 1977) Владимира Мартынова — знаковая партитура позднесоветского музыкального авангарда, генетически связанная с музыкой европейского барокко.

Движение сквозь историю — центральная тема программы «Сделано в „ГЭС-2“» в исполнении Московского ансамбля современной музыки. Четыре новых произведения, написанные специально для «Настроек» по заказу фонда V–A–С, складываются в размышление о природе постсоветской музыкальной сцены. Мировые премьеры Марка Булошникова (Нижний Новгород), Валерия Воронова (Беларусь/Германия), Юрия Красавина (Санкт-Петербург) и Дарии Маминовой (Кёльн/Санкт-Петербург) представляют ее как многоголосие, в котором сочетаются зачастую противоположные друг другу художественные стратегии и точки зрения.

Бах 360°. Дмитрий Зубов

7 июн 2022, 20:00–21:15
Актовый зал

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Токката фа-диез минор BWV 910
Каприччио ми мажор BWV 993
Соната ля минор BWV 965 (по Сонате И. А. Рейнкена из сборника Hortus musicus)
Дуэт соль мажор BWV 804 (Clavierübung III)
Фантазия и фуга ля минор BWV 904
Партита ре мажор BWV 828

Клавесин: мастерская Дмитрия Белова (2013, по модели мастерской Ruckers, Нидерланды, XVII в.).

Сделано в «ГЭС-2»

12 июн 2022, 20:00–21:20
Актовый зал

Марк Булошников (р. 1990)
Валерий Воронов
(р. 1970)
Юрий Красавин (р. 1953)
Дария Маминова
(р. 1988)
Новые сочинения, написанные по заказу фонда V–A–C
(2022, мировые премьеры)

Антон Светличный (р. 1982)
Attention Deficit Disorder
(«Синдром дефицита внимания», 2022, первое исполнение в Москве)

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ)
Дирижер — Мэри Чеминава

Passionslieder. Страстные песни

23 июн 2022, 20:00-21:20
Актовый зал

Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644–1704)
Партита № 3 ля минор из сборника Mensa sonora (1680)

Иоганн Адам Рейнкен (1643–1722)
Соната № 1 ля минор для двух скрипок, виолы да гамба и basso continuo (из сборника Hortus musicus, 1687)

Романус Вайхляйн (1652–1706)
Соната № 3 ля минор (из сборника Encaenia musices, 1695)

Владимир Мартынов (р. 1946)
Passionslieder («Страстные песни», 1977)

Людмила Фраёнова сопрано
Солисты оркестра Pratum Integrum
Художественный руководитель — Павел Сербин
Концертмейстер — Сергей Фильченко