V
A
C
V
A
C

Все станет тишиной. Концерт

undefined: 

На заключительном концерте «Настроек», который пройдет на Проспекте «ГЭС-2», прозвучат сочинения органиста и главного композитора собора Святого Марка Джованни Габриели (1556–1612) и произведения современных российских композиторов.

Программа предлагает сопоставить сочинения XVI и XXI веков, развивая ключевую для «Настроек» идею диалога музыки и архитектуры. Композиторам, исполнителям и слушателям предстоит вместе освоить новые объемы «ГЭС-2» и первыми почувствовать, как живой звук может работать в пространстве Дома культуры. Архитектор Ренцо Пьяно не раз подчеркивал сходство бывшей электростанции с базиликой, а нынешний Проспект называл центральным нефом. Таким образом, музыка, задуманная Габриели для разных уровней собора Святого Марка в Венеции, прозвучит под сводами «ГЭС-2» совершенно органично.

Иллюстрация: Маша Титова

Сюжетную линию, посвященную взаимодействию звука и архитектуры, продолжат две пьесы, написанные в 2022 году специально для «Настроек».

В Unterwassermusik («Музыке под водой») Борис Филановский пытается решить нетривиальную задачу — написать композицию для небольшого ансамбля и масштабного пространства:

Как исполнители смогут координироваться, если дирижер бесполезен, а сами музыканты временами едва ли будут слышать и даже видеть друг друга? Как при этом, с одной стороны, обойтись без электроники и сложных схем синхронизации, а с другой — не перекладывать ответственность по сборке формы на слушателя? В конце концов, как перевести ответ на подобные вызовы из технической плоскости в поэтическую? Музыкальный ответ балансирует на грани этих понятий. Музыканты играют и вместе, и нет; они и взаимодействуют, и нет; партитура и есть, и нет; Unterwassermusik можно исполнять и с одним, и с двумя роялями. Главным действующим лицом произведения в итоге становится пространство, которое и соединяет, и разделяет.

Антон Светличный, автор сочинения, давшего название всему концерту, мыслит еще шире:

В музыкальном исследовании «ГЭС-2» ключевую роль играет реализованное в проекте Ренцо Пьяно парадоксальное сочетание эффекта «нового пространства» с бережным отношением к исторической памяти. В контурах и объемах «ГЭС-2» очевидна классическая трехнефная модель архитектурного образа собора. Это позволяет использовать отсылки к храмовым музыкальным практикам — прежде всего к собору Святого Марка и выросшей вокруг него композиторской традиции. Вместе с тем реконструкция электростанции начала ХХ века оборачивается в итоге ее пересозданием, пересочинением, сменой контекста. Интеграция здания в городскую среду подталкивает к работе с перформативными элементами: музыканты исследуют пространство не только звуковыми, но и телесно-пластическими методами. Общий светлый и воздушный колорит наводит на утопический, постиндустриальный образ мыслей и режим чувствования. Все эти «предлагаемые обстоятельства», а также конкретные численные пропорции здания сформировали замысел пьесы «Все станет тишиной» и отразились в ее форме.

Джованни Габриели (1556–1612, Венеция) — композитор, органист, ученик и племянник Андреа Габриели, один из самых влиятельных музыкантов своего времени. Отвечал за музыкальную программу собора Святого Марка и Скуолы Сан-Рокко.

Антон Светличный (р. 1982, Ростов-на-Дону) — композитор, пианист. Окончил Ростовскую государственную консерваторию по классу композиции. Победитель конкурса композиторов «Пифийские игры». Член группы композиторов «Сопротивление материала» («СоМа»). Сооснователь ансамбля современной музыки InEnsemble.

Борис Филановский (р. 1968, Ленинград) — композитор, куратор. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по классу композиции. С 2000 по 2012 год — художественный руководитель ансамбля современной музыки eNsemble Института «Про Арте». Член группы композиторов «Сопротивление материала» («СоМа»).

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) — основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова. МАСМ стал первым российским ансамблем, нацеленным на продвижение музыки XX и XXI веков и поддержку современных композиторов. На его счету более 1000 российских и мировых премьер.

Олег Гудачёв (р. 1988, Ленинград) — композитор, импровизатор-мультиинструменталист. Выпускник композиторского факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2014) и аспирантуры Академии русского балета имени А. Я. Вагановой (2018). Сооснователь и художественный руководитель коллектива {instead} ensemble. Композитор-резидент Европейского центра искусств Хеллерау (2020). Лауреат программы Aksenov Family Foundation «Русская музыка 2.0» (2020). Автор музыки к спектаклям Александринского театра, БДТ им. Товстоногова и других российских театров.

Владимир Горлинский (р. 1984, Москва) — композитор, импровизатор, автор пространственных композиций и звуковых инсталляций. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. Как перформер и композитор сотрудничает с Электротеатром Станиславский (Москва; постановки Александра Белоусова, Хайнера Геббельса, Бориса Юхананова и др.), Театром Ермоловой (Москва), Театром на Малой Бронной (Москва; постановки Кирилла Вытоптова) и другими.

Программа

Джованни Габриели
Канцоны

Борис Филановский
Unterwassermusik («Музыка под водой», 2021, мировая премьера)

Владимир Горлинский
«Веселящий газ» (2020)

Олег Гудачёв
«No (нет!)» (2019)

Антон Светличный
«Все станет тишиной» (2022, мировая премьера)

Исполняет: Московский ансамбль современной музыки

/