Ансамбль Questa Musica. Концерт
Выступление в рамках концертной программы проекта «Настройки».
Каким сегодня может быть концерт? Как соотносится в этом формате традиция с современностью? В поисках ответов «Настройки» предлагают целый спектр жанров и форм, балансируя на грани старого и нового, духовного и светского, индивидуального и коллективного переживания и опыта.
Концерт — по определению светский жанр, сакральное — удел старого искусства. Музыканты ансамбля Questa Musica ставят это утверждение под вопрос: их программы прослеживают ход духовных поисков от барокко (Лотти и Бах) до романтизма (Брамс). В эпоху смешения жанров концертная сцена кажется последним оплотом «чистой музыки». Но всегда ли это так — и где сегодня проходят границы, отделяющие концерт от музыкального театра или перформанса? В финале «Прощальной» симфонии (1772) Йозефа Гайдна исполнители один за другим уходят со сцены, которая постепенно погружается в сумрак.
Ансамбль Questa Musica был основан в 2008 году Филиппом Чижевским. В репертуар ансамбля входят произведения русских и зарубежных классиков в диапазоне от музыки эпохи Возрождения и барокко до сочинений современных композиторов. Ансамбль выступает с концертами в России и по всему миру, принимает участие в оперных и драматических постановках: «Франциск» Сергея Невского на Новой сцене Большого театра для творческого объединения «Опергруппа» (2012), «Страсти по Никодиму» Александра Маноцкова в рамках проекта «Платформа» (2013), «Сверлийцы» (2015) и «Галилео» (2017) в Электротеатре Станиславский, «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя в постановке Константина Богомолова на сцене МАМТ имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (2018). Проекты с участием ансамбля неоднократно номинировались на премию «Золотая Маска».
Филипп Чижевский (р. 1984, Москва) — окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальностям «хоровое дирижирование» (класс С. Калинина, 2008) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс В. Полянского, 2010). С 2011 года преподает в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и занимает пост дирижера Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель В. Полянский). С 2014 года — приглашенный дирижер Большого театра России. Выпустил премьеры опер «Франциск» С. Невского (2012) и «Перикола» Ж. Оффенбаха (2019). В качестве дирижера осуществил постановки таких произведений, как оратория «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (МАМТ имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, 2018), оперный сериал «Сверлийцы» (Электротеатр Станиславский, 2015), опера «Кармен» Бизе (Пермский театр оперы и балета, 2021), а также оперы «Дневник Анны Франк» Г. Фрида и «Белая роза» У. Циммермана (Большой театр, 2021). Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа дирижера» и Международной музыкальной премии BraVo в номинации «Опера года» за постановку «Триумф Времени и Бесчувствия».
Программа
Иоганнес Брамс (1833–1897)
Два мотета, соч. 29
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Кантата BWV 4 Christ lag in Todesbanden («Христос лежал в оковах смерти»)
Йозеф Гайдн (1732–1809)
Симфония № 45 «Прощальная»
Трансляция концерта будет эксклюзивно представлена на платформе VK Видео.