Долго и счастливо. Вариация третья. Мертвый попугай
Лекция и воркшоп в рамках проекта «Долго и счастливо (вариации на тему счастливого финала)».
Проект «Долго и счастливо» предлагает задаться вопросом: если представить происходящее в современном мире как часть киносценария, какой могла бы быть его последняя сцена? Обращаясь к важной для предыдущих десятилетий идее непременного прекрасного завтра в обмен на временные трудности сегодня, кураторы размышляют о (не)возможности счастливого финала. Проект состоит из пяти сессий-вариаций, в каждой из которых участники предлагают и переписывают свои версии.
Название третьей вариации отсылает к одноименному скетчу комик-группы Monty Python, в котором продавец, прекрасно знающий, что попугай мертв, продолжает убеждать покупателя в том, что птица просто спит. На протесте против подобного подхода к проблемам нашего времени основана теория salvage-панка: она предлагает осознать, что катастрофа уже случилась, и начать действовать как спасатели на руинах здания, из-под обломков которого еще возможно извлечь что-то ценное. Согласно salvage-панку, сегодня необходим Апокалипсис в библейском смысле — откровение, которое помогло бы увидеть действительное состояние современного мира и перестать повторять, что «попугай всего лишь спит».
В рамках вариации теоретик современного искусства Борис Клюшников прочитает лекцию «Холодные апокалипсисы: деконструкция фатализма и инженерная критика Мойры» (18 февраля) и проведет воркшоп «О границах утопии» (26 февраля). В эти же дни в «
Романы salvagepunk делают сильный акцент на экопроблематике и, самое главное, вместо фаталистической парализующей завороженности катастрофой (как в фильме Ларса фон Триера «Меланхолия») побуждают к действию здесь и сейчас. В своей лекции я хочу остановиться на концепции истории в произведениях, которые Эван Калдер Уильямс, Марк Фишер и другие теоретики salvage-панка причисляют к этой традиции. В рамках воркшопа мы отправимся по текстуальным катакомбам утопии, из руин и осколков извлекая тексты тех, кто хотел бы превратить прошлое не в возвышенный эстетический объект, а в нечто полезное для выживания в мусорном настоящем. Главной точкой отправления станет доклад Чайны Мьевиля 2014 года «О границах утопии».
Автор
Борис Клюшников
Искусствовед, философ, преподаватель теории современного искусства в институте «База», Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко, Британской высшей школе дизайна, Московской школе новой литературы. Сооснователь Лаборатории художественной критики центра «Винзавод». Организатор ридинг-групп по научной фантастике The Word for World Is Forest. В сферу исследовательских интересов входит философия современного искусства, пересечения искусства и научной фантастики, а также жанр видеоэссе.
Расписание
18 фев, 19:30
Лекция «Холодные апокалипсисы: деконструкция фатализма и инженерная критика Мойры»
26 фев, 14:00
Воркшоп «О границах утопии»
Вода для участников предоставлена Edis.
- Перевод на русский жестовый язык