23 янв–20 фев 2022

Вас взяли работать на проект «Сван»
Гадким утятам давать гражданство лебединое.
(Андрей Родионов и Катерина Троепольская, «Сван»)

Программа «Сцены из русской культуры» сложилась как комментарий к работе Рагнара Кьяртанссона «Сцены из западной культуры». В серии видео он показывает желания западного общества: загородный дом с часами с кукушкой, романтический ужин в ресторане, мужчина и женщина в минималистичной белой спальне, джентльмен в классическом черном костюме. Состояние сладкой очарованности такими образами Кьяртанссон сравнивает с понравившейся песней, которую прослушивают без остановки десятки раз подряд: «Идея видео пришла ко мне в такси по дороге из аэропорта JFK в Нью-Йорке. По радио крутили песню Careless Whisper, и неожиданно я испытал чувство клаустрофобии от западной культуры — она повсюду, и это всегда одни и те же песни. Всегда где-то поджидает Careless Whisper».

«Сцены из русской культуры» предлагают задуматься о желаниях, которые неизбывно существуют в российском обществе. Насколько они сильны и возможно ли прервать их бесконечное повторение?

Н.А. Римский-Корсаков, «Царская невеста» (реж. Д. Черняков, Берлинская государственная опера, 2013 г.). Фото: Monika Rittershaus

«Давно уже больны мы. Размышление об убийствах 13 ноября»
Ридинг-группа по эссе Алена Бадью с деколониальными исследовательницами Сашей Шестаковой и Анной Энгельхардт

Философ Ален Бадью полагает, что в современном мире существует ложное противоречие между «желанием Запада» и «желанием традиции», которое исчезнет, если людям удастся преодолеть неспособность объединяться с теми, кто исключен из большинства. Насколько его тезисы применимы в российском контексте, и обсудят участники ридинг-группы.

«Царская невеста», Н.А. Римский-Корсаков
Кинопоказ (постановка Д. Чернякова, Берлинская государственная опера, 2013 г.)

Режиссерский взгляд Дмитрия Чернякова на природу традиции и стремления к патриархальной идиллии из прошлого, основанной не столько на реальности, сколько на представлениях о ней.

Сцены из нерусской культуры
Обсуждение фильма «Черная пантера» (реж. Райан Куглер, 2018) с куратором Георгием Мамедовым

Афрофутуристический блокбастер «Черная пантера» — портал в мир, где не существует модернистского, европоцентричного противоречия между «традицией» и «прогрессом», «духовностью» и «рациональностью». Что в нем может испугать, а что вселить надежду?

Горизонтальное вече
Воркшоп с кураторкой театра Ольгой Таракановой

Участники воркшопа «Горизонтальное вече» попробуют на практике регламент средневековых новгородских собраний с его сложной социальной структурой принятия решений, чтобы определить, какое место сегодня он мог бы занять в создании культуры.

Танки и лебеди
Лаборатория повседневного тела в практиках деконструкции балетного жеста с Татьяной Гордеевой и Екатериной Бондаренко

Хореограф Татьяна Гордеева и драматург Екатерина Бондаренко предлагают по-новому взглянуть на «Танец маленьких лебедей»: сопоставить строение тела лебедя и человека, чтобы разрушить символический миф «Лебединого озера» и показать, что вся система классического балета строится на насильственном изменении тела.

Разотождествленная принадлежность
Чтение текста Антонии Маячи «Прощай, малышка. Заметка о выходе из планетарного патриархата» с исследовательницей и редактором EastEast Лесей Прокопенко

Искусствовед и куратор Антония Маяча предлагает осмыслить процесс разрыва современного общества с патриархатом через метафору космического полета и победы над гравитацией.

Ридинг-группа по мотивам «Романа» Владимира Сорокина с художником Андреем Шенталем

Участники будут размышлять, как можно стать заложником нарратива русской классики, подобно герою «Романа» Сорокина. Попав в пространство воспетой писателями XIX века деревенской России, он обнаружил, что способен думать и действовать только так, как персонаж классического русского романа — со всеми разговорами об особом пути, святости, родной природе и простом мужике.

/