Фестиваль игры и игр «Какие правила?»

Дата:
22–23 янв 2022
Место:
ГЭС-2
6+
Проект: 

Два дня веселья для всех, кто придумывает игры, и тех, кто в них играет.

Фестиваль «Какие правила?» — пространство для игр и размышлений о том, как играть вместе. Чтобы разобраться в этом, мы предлагаем вернуться к ностальгическому образу двора, в котором мы в детстве знакомились, исследовали мир, постигая его правила, и решали, с кем и за кого играть. Наши игры были почти одинаковыми, но в каждом дворе правила немного различались — их подстраивали под особенности, потребности и желания всех. Фестиваль в «ГЭС-2» — это возможность договориться о своих правилах и понять, как нам играть вместе.

Настала пора сбежать из парка аттракционов, где нужно пристегнуть ремни и ждать, когда станет увлекательно, и вернуться во двор, в котором можно выбирать, кем быть и как играть. Фестиваль «дворовых» игр организован для того, чтобы взять ответственность за веселье в свои руки, искать новые способы знакомиться и строить маленькие дружные сообщества в условиях, продиктованных временем.

Играя, мы принимаем мир ровно таким, какой он есть, со всеми его неидеальностями. Ведь для того, чтобы ходить по асфальту, не наступая на трещины, нам сначала нужно признать, что они есть.

— Дима Веснин, сокуратор Фестиваля игры и игр

Игры фестиваля

Чтобы авторы и художники получили шанс представить на фестивале свои концепции новых игр, фонд V–A–C провел летом 2021 года открытый конкурс. Жюри, вместе с Раймундасом Маласаускасом и Любовью Гурарий, определило победителей. Ими стали: Михал Стефан Грелевски и Ян Грелевски с подвижной игрой «Картонное королевство», анонимная группа художников «Хочу быть Соковым» с перформативной игрой «По правилам игры открывшемуся виду нужно обрадоваться» и Екатерина Августеняк со словесно-ролевой игрой «Ино_странно». В эти игры можно будет поиграть в «ГЭС-2» во время фестиваля, а перед его началом — в прошедшую вне конкурса «Договорились» Анастасии Галаниной и Леонида Прокофьева. Кроме того, на протяжении двух фестивальных дней на территории Дома культуры будет идти секретная игра, информация о которой не разглашается.

«Картонное королевство» / Ян и Михал Стефан Грелевски
Подвижная дворовая игра. У каждой команды есть большая картонная башня. Задача участников — сбить мячами башню соперников и защитить от нападения свою. Одевайтесь потеплее — все будет происходить в Роще!

«По правилам игры открывшемуся виду нужно обрадоваться» / арт-группа «Хочу быть Соковым»
Будем старательно воспроизводить игры, которыми занимает себя годовалый ребенок. Нас ждут такие хиты, как «Поставь стакан», «Стяни простыню», «Три шишки», «Бумажка в банке» и, конечно, «Мишка большой — мишка ма-а-аленький».

«Ино_странно» / Екатерина Августеняк
Словесно-ролевая игра, участники которой придумают символы четырех самобытных «народов» и будут исследовать их обычаи. Под чутким руководством летописцев они перевоплотятся в бог_инь, монарх_инь, дипломат_ок, целитель_ниц и кого_угодно, чтобы разыграть вымышленную историю, пережить острые конфликты и даже катастрофы.

«Как будто мы работаем» / Пиппин Барр
Игра в уютном коворкинге для всех, кому не терпится почитать деловые сообщения, заполнить несколько форм и написать важные письма с кучей восклицательных знаков. Мы предоставим весь необходимый реквизит — от офисной мебели до листочков с рабочими заданиями. За мотивацией будет следить невероятно серьезный начальник.

«Игра в короны» / Джеймс Эрл Кокс III
Подвижная игра, в которой можно сделать себе корону и провести серию магических ритуалов возле кактуса, чтобы выяснить, кто из участников самый смелый, ловкий и умелый. А им окажется тот, кто дольше всех сохранит корону на голове!

«Договорились» / Анастасия Галанина и Леонид Прокофьев
Заранее пригласите друга на фестиваль, назначьте место и время встречи и выключайте телефоны. Это игра с самим собой, полная вопросов о природе ожидания и предвкушения.

Секретная игра
Большая командная игра со скрытыми ролями, в которой участники вычисляют друг друга на фестивале и зазывают в шалаш на таинственную схватку. Победителей объявляют в конце каждого дня фестиваля.

Игра и импровизация, лежащие не только в основе фестиваля, но и всей программы «Как будто», конструируют ситуации, в которых искусство создают сами зрители. Фестиваль игры и игр — возможность для зрителя погрузиться в перформативные практики благодаря доступным и понятным каждому инструментам.

— Катя Порутчик, сокураторка программы «Как будто»

Публичная программа

В публичной программе «Какие правила?» авторы и исследователи игр расскажут, какое культурное измерение окружает процесс игры, как игры адаптируются к выставочным и музейным пространствам и каким образом современные подвижные игры, например Pokémon GO, изменяют представления о городе как об игровой площадке.

8 января состоится воркшоп сокуратора, гейм-дизайнера Димы Веснина, который покажет, как вдохнуть новую жизнь в настольные игры, пылящиеся на полке. Воркшоп рассчитан на глухих и слабослышащих участников и проводится при содействии сотрудников отдела доступности Дома культуры «ГЭС-2».

Лекция «Игроки как исполнители»
Дизайнер, автор игр и преподаватель Пиппин Барр объяснит, как методами геймдизайна создавать перформанс, оставляя пространство для самовыражения участников, на примере серий игр It is as if… и «Древнегреческие наказания». А также вспомнит о совместных проектах с Мариной Абрамович.

Лекция «Дополненный двор»
Сокуратор Фестиваля игры и игр Дима Веснин расскажет, с чего начались и как менялись со временем дворовые игры: как они появились на детских площадках, как переросли физическое измерение и вырвались в дополненную реальность.

Лекция «О чем нам говорят дворовые игры?»
Художник-экспериментатор и гейм-дизайнер Джеймс Эрл Кокс III на примере исторических событий покажет, что перемены в реальном взрослом мире всегда отражаются на детских забавах, и проанализирует подход современных авторов к работе с наследием дворовых игр.

Беседа с участниками опен-колла фестиваля «Как работать с традицией?»
Авторы игр Екатерина Августеняк, Михал Стефан Грелевски и арт-группа «Хочу быть Соковым» обсудят варианты работы с традицией в дворовых играх: где полагаться на знакомые ритуалы и образы, а где отступать от канона, и как оставлять в играх пространство для размышлений и интерпретации.
Модератор: Дима Веснин.

Презентация результатов воркшопа «Вторая жизнь настольных игр»
Дима Веснин, Люба Зайцева, Влад Колесников и участники воркшопа «Вторая жизнь настольных игр» покажут игры, которые они создали, — и устроят плейтест для всех, кто пришел!
Мероприятие проводится на русском жестовом языке с переводом на русский язык. Участие в презентации по предварительной регистрации по электронному адресу access@ges-2.org или телефону +7 963 996-36-87.

Расписание событий фестиваля

22 января

Игра «Игра в короны»
Место: Классы (3-й этаж)
Время: 13:00–15:00 — игра с модераторами; 15:00–18:00 — свободная игра
Возраст: 6+
Доступно для глухих и слабослышащих и участников с нейроотличиями

Секретная игра
Место: это секрет!
Время: 12:00–17:00; объявление результатов — 17:30
Возраст: 12+
Доступно для глухих и слабослышащих и участников с нейроотличиями

Игра «По правилам игры открывшемуся виду нужно обрадоваться»
Место: Платформа наверху, Площадь
Время: 12:00–17:00
Возраст: 6+
Доступно для глухих и слабослышащих и участников с нейроотличиями

Игра «Договорились»
Место: На Уголку, Под Лестницей, В Центре
Время: 12:00–19:00
Возраст: 12+
Доступно для глухих и слабослышащих и участников с нейроотличиями

Игра «Как будто мы работаем»
Место: Центральная платформа
Время: 12:00–14:00; 15:00–18:00
Возраст: 6+
Доступно для глухих и слабослышащих и участников с нейроотличиями

Игра «Картонное королевство»
Место: Роща
Время: 12:30 — сбор, 13:00–14:00 — игра; 14:30 — сбор, 15:00–16:00 — игра
Возраст: 6+
Доступно для посетителей с нейроотличиями
Внимание! Для участия в этой игре необходима отдельная регистрация.

Лекция Пиппина Барра «Игроки как исполнители»
Место: Классы (2-й этаж) + онлайн
Время: 14:00–15:00
Возраст: 14+
Доступность: мероприятие на английском языке с переводом на русский язык, а также с переводом на русский жестовый язык

Лекция Джеймса Эрла Кокса III «О чем нам говорят дворовые игры?»
Место: Классы (2-й этаж)
Время: 16:00–17:00
Возраст: 14+
Доступность: мероприятие на английском языке с переводом на русский язык, а также с переводом на русский жестовый язык

Беседа «Как работать с традицией?»
Место: Классы (2-й этаж)
Время: 18:00–19:00
Возраст: 14+
Доступность: мероприятие с переводом на русский жестовый язык

23 января

Презентация результатов воркшопа «Вторая жизнь настольных игр»
Место: Классы (3-й этаж)
Время: 11:00–13:00
Возраст: 12+
Мероприятие проходит на РЖЯ с переводом на русский язык

Игра «Ино_странно»
Место: Платформа наверху
Время: 12:00–14:00; 15:00–17:00
Возраст: 16+
Доступно для слепых и слабовидящих участников
Внимание! Для участия в этой игре необходима отдельная регистрация.

Игра «Картонное королевство»
Место: Роща
Время: 12:30 — сбор, 13:00–14:00 – игра; 14:30 – сбор, 15:00–16:00 – игра
Возраст: 6+
Доступно для посетителей с нейроотличиями
Внимание! Для участия в этой игре необходима отдельная регистрация.

Игра «Договорились»
Место: На Уголку, Под Лестницей, В Центре
Время: 12:00–19:00
Возраст: 12+
Доступно для глухих и слабослышащих и участников с нейроотличиями

Игра «Как будто мы работаем»
Место: Центральная платформа
Время: 13:00–16:00
Возраст: 6+
Доступно для глухих и слабослышащих и участников с нейроотличиями

Секретная игра
Место: это секрет!
Время: 12:00–16:00; объявление результатов — 16:30
Возраст: 12+
Доступно для глухих и слабослышащих и участников с нейроотличиями

Игра «Игра в короны»
Место: Площадь
Время: 15:00–17:00
Возраст: 6+
Доступно для глухих и слабослышащих и участников с нейроотличиями

Лекция Димы Веснина «Дополненный двор»
Место: Классы (3-й этаж)
Время: 14:00–15:00
Возраст: 14+
Доступность: мероприятие с переводом на русский жестовый язык

Иллюстрация: Софья Коротаева

Создатели игр

«Хочу быть Соковым» (Челябинск)
Состав арт-группы нестабилен. Чаще всего участники работают с уличными жанрами, например, с интервенцией. Они ценят бережное и экологичное отношение к городу. Также им симпатичны жанры мокьюментари и псевдонаучного знания.

Джеймс Эрл Кокс III (Лос-Анджелес, США)
Художник-экспериментатор, который специализируется на интерактивных медиа, работает в разных форматах и жанрах игр, адаптируя их для широкой аудитории. Учился гейм-дизайну в Университете Южной Калифорнии, является сооснователем студии кино и компьютерных игр Seemingly Pointless. Его работы демонстрировались в Смитсоновском музее в Вашингтоне и в Национальном центре искусств в Токио.

Михал Стефан Грелевски (Лодзь, Польша)
Занимается проектированием и организацией городских игр с 2008 года. Большинство игр делал в Польше, в городе Лодзь. В 2007 году основал Общество Топографий, а в 2010-м — команду «Департамент Игр» (Departament Gier), с которой сделал более 130 игр. Участник фестивалей: You Are Go! (Берлин) — автор игры, PlayPublik (Берлин) — автор игры, Let’s Play Poznan (Познань) — координатор международной программы, PlayPublik (Краков) — местный советчик, автор игры, Tobacco City Inception (Пловдив) — автор игры, Fusion Festiwal (Матера, Пловдив) — куратор.

Ян Грелевски (Лодзь, Польша)
Инженер, строит здания и проектирует городские игры. Вместе с командой «Департамент Игр» создал игры «Система времени», «Картонное королевство» и несколько ночных игр в сети Encounter​​. Скаут-инструктор и путешественник, участник экспедиции Good Morning Spitsbergen.

Анастасия Галанина и Леонид Прокофьев (Петрозаводск / Москва)
Создают постановки в театрах по всей России, для фестивалей и независимых площадок, и в 2021 году успели поработать в Москве, Томске, Иркутске и Калуге. Любят делать проекты в смежных форматах, например, город+театр или музей+театр: спектакль-аудиопроменад «Площадь необъятных перспектив» по центральной площади в Петрозаводске, сторителлинг-спектакль «Калуга / Театральная 2.0» в Калуге на улице Театральной, документальные спектакли на Онежском тракторном заводе.

Пиппин Барр (Монреаль, Канада)
Гейм-дизайнер, преподаватель в Университете Конкордия, автор книги «Как играть в компьютерную игру». Рассматривает компьютерные игры как перформативные практики. Создал игру «В присутствии художника», которая воспроизводит один из самых известных перформансов Марины Абрамович. Игроки в ней, как и посетители музея в реальности, часами ждут своей очереди, чтобы сесть за стол напротив художницы.

Екатерина Августеняк (Тюмень / Санкт-Петербург)
Драматург, художница, режиссер.Исследует перформативные и когнитивные свойства языка, занимается междисциплинарными проектами. Многократная участница фестиваля молодой драматургии «Любимовка», победительница гранта Brewhouse Stage Prize, резидент лабораторий «Практика постдраматурга», «Переделкино» и других. Финалистка NOVA ART Contest — 2019, ее спектакль «Опус ДНК» в 2021 году вошел в лонг-лист конкурса «Золотая Маска» за драматургию.

Маша Кечаева (Москва)
Междисциплинарная художница, сценограф. Через мифотворчество и обращение к фольклору исследует вопросы переходных состояний в социуме в условиях глобализации. В видео, перформансах и инсталляциях обращается к памяти и ритуалам, сопровождающим сны. Оформляла спектакли в ведущих театрах России и за рубежом. Резидент летней театральной школы Watermill в Нью-Йорке и участник ежегодного архитектурно-художественного фестиваля «Архстояние» (Россия).

Сокуратор фестиваля: Дима Веснин
Гейм-дизайнер. Преподаватель Института бизнеса и дизайна (B&D) и НИУ ВШЭ. Участник 17-й Венецианской архитектурной биеннале (2020–2021) и 6-й Уральской индустриальной биеннале (2021). Автор телеграм-канала Backtracking.

Вода для участников публичной программы предоставлена Edis

Подробнее об адаптации мероприятий вы можете узнать в разделе Доступность
  • Материалы выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля
  • Перевод на русский жестовый язык
  • Материалы на ясном языке