V
A
C
V
A
C

Льюис Кэрролл.
Алиса в Зазеркалье, или Сквозь зеркало и что там увидела Алиса

Продолжение истории про Алису в оформлении художника Павла Пепперштейна.

Как вспомнить будущее? Как пуститься в путешествие по шахматной доске? Как попасть в чей-то сон? И как жить в обратную сторону? Ответы на эти вопросы кроются во второй части волшебной сказки Льюиса Кэрролла о приключениях Алисы, которую оформил художник Павел Пепперштейн.

Фото: Гоша Бергал

Павел Пепперштейн (р. 1966) — художник, писатель, музыкальный исполнитель, теоретик искусства, один из основателей группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“». Его персональные выставки проходили в Государственном Русском музее, Новом Аахенском кунстферайне, Художественном музее Базеля, Мультимедиа Арт Музее (Москва), Музее современного искусства «Гараж». Автор книг «Мифогенная любовь каст» (1999), «Весна» (2010), «Пражская ночь» (2011), «Эпоха аттракционов» (2017), «Тайна нашего времени» (2018), «Странствие по таборам и монастырям» (2019), «Эксгибиционист: германский роман» (2020), «Пытаясь проснуться» (2022).

Льюис Кэрролл (1832–1898) — английский математик, логик, философ, диакон и фотограф. Помимо знаменитых сказок «Приключения Алисы в Стране чудес» (1865) и «Алиса в Зазеркалье» (1871), Кэрролл написал другие, не менее известные произведения — юмористическую поэму «Охота на Снарка» (1876) и роман в двух частях «Сильвия и Бруно» (1889), который автор считал одним из главных своих сочинений.

Это была удивительная страна. Поперек бежали прямые ручейки, а аккуратные живые изгороди делили пространство между ручейками на равные квадраты.

— По-моему, Зазеркалье страшно похоже на шахматную доску, — сказала наконец Алиса. — Только фигур почему-то не видно… А, впрочем, вот и они! — радостно закричала она, и сердце громко забилось у нее в груди.

— Здесь играют в шахматы! Весь этот мир — шахматы (если только, конечно, это можно назвать миром)! Это одна большая-пребольшая партия. Ой, как интересно! И как бы мне хотелось, чтобы меня приняли в эту игру!

— Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье, или Сквозь зеркало и что там увидела Алиса»

Идея первой книги — «Приключения Алисы в Стране чудес» — родилась у Кэрролла по воле случая, во время прогулки, а продолжение истории о смелой и мечтательной девочке писатель сочинил уже намеренно, спустя шесть лет. В ней Алиса попадает в удивительную страну, где все устроено зеркально и подчинено правилам шахматной партии. Путешествуя по черно-белым горизонталям и вертикалям доски, Алисе предстоит пережить превращение из пешки в королеву.

Сказка Льюиса Кэрролла — одна из самых важных книг для Павла Пепперштейна. Он перечитывал ее бессчетное количество раз и практически выучил наизусть. Эта сказка и этот художник — идеальная пара.

«Алиса в Зазеркалье» — шестая книга в сказочной серии V–A–C Press. Проект обращается к традиции советской иллюстрации, представители которой не просто оформляли книги для детей, но и играли ключевую роль в становлении искусства своего времени.

/