Сайт VAC

Рауль! Режиссер Рауль Руис

Дата:
30 сен–8 окт 2023
Возраст:
Тип:

Тайный классик кино ХХ века в фокусе новой ретроспективной кинопрограммы «ГЭС-2».

T

Один из самых канонических возгласов в истории кино ежегодно звучит во время Каннского фестиваля. Вот уже несколько десятилетий тишину ждущего очередной премьеры кинозала почти гарантированно взрывает восклицание «Рауль!» — каждый раз из разных уст, в разной интонации, но обязательно с нотой надрыва, то триумфального, то скептического. Нет единого мнения о том, к какому именно Раулю был впервые обращен этот крик, — но традиция живет и вот уже много лет добавляет каннским сеансам ноту сюрреализма.

Кинопоказы 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Это ситуативное вторжение абсурда в пафосную фестивальную атмосферу наверняка ценил, возможно, самый интересный из всех Раулей в истории кино — чилийский режиссер-сюрреалист Рауль Руис, фильмы которого неоднократно участвовали в конкурсе Канн (пусть франкофонной транскрипции Raoul он и предпочитал испанское Raul). Насколько странен традиционный возглас «Рауль!», настолько же парадоксальна фигура Руиса и место его самого и его фильмов в кинематографическом каноне.

Руис родился в Чили в 1941 году и уже со своим первым полнометражным фильмом, сатирическим развенчанием буржуазии «Три грустных тигра», выиграл «Золотого леопарда» в Locarno-1968. Спустя пять лет, за которые он успеет в своих картинах иронически раскритиковать как правых, так и левых, режиссер, как и многие его соотечественники, покинет родину после военного переворота, чтобы осесть в Париже. В следующие четыре десятилетия он будет одним из самых плодовитых и изобретательных режиссеров мирового кино, способным, по его собственным словам, снимать «хоть за 10 тысяч долларов, хотя за 10 миллионов», в каждой новой работе ставя под вопрос устойчивость канонов кино и границ самой реальности.

В самом деле, одним из ключевых лейтмотивов большинства фильмов Руиса оказывается нестабильность. В его работах, кажется, сам экранный мир подчиняется тем играм разума и воображения, тем путешествиям по территориям вымысла и памяти, в которые так часто пускаются его герои. Здесь становится возможным появление одной и той же актрисы в ролях адвоката и жертвы убийства. История, рассказываемая персонажем, оказывается правдоподобнее, чем реальность, в которой он существует. Пространство, неотличимое от обыденного, вдруг превращается в поле для экспериментов, в которых сквозит логика не столько яви, сколько сна.

Из множества других сюрреалистов от кино, а также режиссеров, прицельно работающих с вязкой, противоречивой материей сна, Руиса выделяет видимый классицистический подход как к нарративу, так и к мизансцене. Они кажутся линейными, цельными и упорядоченными, пока вдруг не начинают подспудно давать о себе знать параллельные миры, проявляясь то через движение камеры, то через цветовую гамму, то через неакцентированный жест. Ощущение странности, противоречивости и неестественности происходящего нагнетается, но никогда не обрушивается на зрителя, предпочитая затягивать его в воронку нестабильности, нереальности, сновидения.

В этом смысле именно Руис кажется тем недостающим звеном кинематографического канона, которое связывает Луиса Бунюэля с, например, Дэвидом Линчем, представляя при этом новый пример сюрреализма в кино, не имеющий ни прямых аналогов, ни очевидных последователей, бесконечно лукавый и игривый, но раз за разом вскрывающий, обнажающий природу сложных тайн человеческого бытия. Этот потенциал Руис мог обнаружить в положительно любом материале, будь то документальные свидетельства турбулентных лет чилийской политики, шедевр Марселя Пруста или подражающая кино категории «Б» притча об обращении буржуа в каннибалов.

Корпус работ Руиса, включающий более ста фильмов, а также инсталляции, видео-арт, театральные постановки и книги, как художественные, так и теоретические, представляет собой территорию насколько разнообразную, настолько и необъятную. Тем парадоксальнее, что по сравнению с многими другими большими режиссерами ХХ и ХХI веков скончавшийся в 2011-м чилиец остается в известной степени недооткрытым, недоисследованным и недоосмысленным — в том числе и в России. Программа его фильмов в «ГЭС-2» предлагает исправить эту ситуацию — и ответить на вечное каннское «Рауль!» однозначным и уверенным «Руис!».

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}