Полвека кинематографа, полные перемен — и фильмов о переменах, в новой кураторской кинопрограмме «
История человечества — это история увлечения потенциалом трансформаций, как персональных, так и культурных или общественных. Сложные времена как будто способствуют тому, что на первый план выходят обещания метаморфоз и вовсе магических или фантастических. Одержимость ими нередко приводит мир к переменам уже подлинным, преобразующим саму ткань человеческой жизни.
![Анимация, друг друга сменяют кадры из фильмов, участвующих в программе](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/3ea4eb03-ca9c-497f-a391-a8db096e0c12/image/984ea01680fdf5f24dcea5f09b29ec84.gif)
Но в чем природа этих изменений и насколько они сущностны? Начиная с Гераклита и Сократа философы столетиями спорили о самой их возможности и характере их влияния на реальность. В некотором роде кульминацией этих изысканий стала философия процесса, которую вывел Альфред Уайтхед: он считал, что только в своей изменчивости повседневная жизнь проявляет себя по-настоящему и во всей полноте.
Кинематограф, в самой основе которого лежат движение образов (не зря в английском он называется motion pictures) и работа с категориями времени и пространства, вполне можно считать самым наглядным воплощением философии процесса. Недаром тот же Уайтхед полагал творческую изобретательность наивысшим выражением стремления реальности к постоянному потоку перемен. Более того, сама природа кино предполагает развитие — не только истории или формальной структуры фильма, но и опыта, переживаемого зрителем во время просмотра. Фильм способен изменить свою аудиторию, преобразовать ее душевное состояние, обострить чувственное восприятие мира — и для всего этому ему не требуется менять объективную, предметную реальность.
Нет ничего удивительного в том, что кино с его множеством приемов и трюков и возможностью на время опровергать незыблемые принципы устройства вселенной за сто с лишним лет своей истории не раз и не два обращалось к теме, энергии и механике перемен. В программу «Метаморфозы» вошли восемь фильмов, по-разному осмысляющих возможность настоящих изменений — и нередко доводящих их до предела, расширяя тем самым наши представления как о реальности, так и о самом кинематографе.
Так, Ингмар Бергман, расписываясь в иллюзионистской природе режиссуры в «Лице», наглядно дает понять, что даже шарлатанские метаморфозы способны привести к мощному персональному откровению. Своеобразной рифмой-антитезой ему может служить «Лицо медузы» аргентинки Мелисы Либенталь, которая спустя 70 лет после шведского классика готовит своей героине превращение шокирующе реальное, вписанное в повседневность — и поэтому способное задать этой повседневности самые неожиданные вопросы.
Энергия изменений нередко движет и жанровым кино. Растерянные женщины из гонконгской классики «Героическое трио» преображаются в супергероинь, меняющих время и пространство, а режиссер Лоу Е прикрывает мощное протестное высказывание механикой романтической драмы и криминального триллера, не брезгующих сверхъестественными материями.
Пожалуй, самый сильный протест, который кино (и культура в целом) может выразить, — это протест против смерти. И вот фантастическое воскрешение превращает «Счастливого Лазаря» Аличе Рорвахер из неореалистического слепка ушедшей жизни в полноценную притчу о природе бытия. Глаубер Роша в своем «Возрасте Земли» идет еще дальше и организует сразу четыре Вторых пришествия для того, чтобы попытаться указать современности на возможность подлинно целительных перемен.
Современность не очень прислушалась к бразильскому визионеру от кино (в отличие от Микеланджело Антониони, провозгласившего «Возраст Земли» учебником модернистского мышления). Но послание Роши, призывавшего к преобразованиям личным и глобальным, продолжает оставаться актуальным. В конце концов, образы и видения метаморфоз, опережающие свое время, если и не воплощаются в реальность, то гарантированно меняют всех, кто с ними соприкасается.
Метаморфозы: превращения, воскрешения и магическое кино
![Титульное изображение для страницы события: кадр из фильма «Лицо», два мужчины, один из них в котелке, и женщина смотрят в сторону](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/material/1430/preview_image/main-aab932d9ad7b72b35bed607d73afe1a1.jpg)
Метаморфозы: превращения, воскрешения и магическое кино
![Титульное изображение для страницы события: кадр из фильма «Счастливый Лазарь», мужчина в футболке стоит на обочине дороги посреди заснеженного поля](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/material/1432/preview_image/main-42c7e9d9ba21ee762c98531f6e8b57c6.jpg)
Метаморфозы: превращения, воскрешения и магическое кино
![Титульное изображение для страницы события: кадр из фильма «Райские яблочки», два мужчины в желтых рубашках, черных галстуках и касках отдают честь](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/material/1431/preview_image/main-d59cb108c0d00bd93f385099f4019178.jpg)
Метаморфозы: превращения, воскрешения и магическое кино
![Титульное изображение для страницы события: кадр из фильма «Чудо», женщина в белом стоит на фоне статуи Девы Марии в пустыне](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/material/1434/preview_image/main-890b04b02e526badcfc247137574df92.jpg)
Метаморфозы: превращения, воскрешения и магическое кино
![Титульное изображение для страницы события: кадр из фильма «Героическое трио», мужчина с покрашенным в желтый лицом и желтым головным убором смотрит в сторону](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/material/1428/preview_image/main-61d6e02229001e7bf929fb1fbdb816c5.jpg)
Метаморфозы: превращения, воскрешения и магическое кино
![Титульное изображение для страницы события: кадр из фильма «Тайна реки Сучжоу», мужчина бежит за женщиной по серой улице](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/material/1433/preview_image/main-603419b6b597651b9e3ed506bcb61626.jpg)
Метаморфозы: превращения, воскрешения и магическое кино
![Титульное изображение для страницы события: кадр из фильма «Возраст Земли», мужчина в желтом тюрбане и оранжевом халате вздымает руку вверх](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/material/1427/preview_image/main-0914220ed64a5876f1d4533e1eb7986a.jpg)
Метаморфозы: превращения, воскрешения и магическое кино
![Титульное изображение для страницы события: кадр из фильма «Лицо медузы», лицо девочки крупным планом, поверх изображения обведены контуры синим цветом](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/material/1429/preview_image/main-003efa7e6b3a5e22776a31abb3de083a.jpg)