V
A
C
V
A
C

Сны на районе. Киноальманах

Коллективный альманах из 13 дебютных фильмов непрофессиональных авторов.

Кинопроект о реальности и мифах московского района Щукино, созданный участниками одноименной экспериментальной мастерской во главе с руководителем, режиссером Андреем Сильвестровым, стал первой частью проекта «Сны на районе». Короткометражные работы отдельных участников выстроены в нем по главам, а прологом служит общий трейлер. Каждую главу предваряет небольшое текстовое отступление, собранное из различных фактов о Щукино и районных новостей. Переплетаясь между собой, сюжеты отдельных короткометражных фильмов складываются в единый 90-минутный калейдоскоп городской жизни, в котором причудливо сочетаются смыслы и образы, индивидуальное и коллективное, вымышленное и реальное.

Премьера фильма состоялась на Международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» (Ханты-Мансийск, март 2020).

Мы придумали, что сон — это аббревиатура: способ образования нарратива. То есть некий свободный принцип производства видеоконтента. Удивительная компания очень разных людей очень свободно складывала свой «коллективный сон». Где-то в отдаленном районе какие-то люди видят сон. Нет ничего более неважного, чем это. Или — это и есть самое важное. Нам словно открывается новая ткань общественных связей, именно она становится главным содержанием фильма.

— Андрей Сильвестров, руководитель мастерской

Проект подготовили

Художественный руководитель — Андрей Сильвестров

Куратор — Кирилл Адибеков

Оператор-постановщик — Даниил Фомичев

Режиссер монтажа — Юрий Голубев

Звукорежиссер — Рустам Медов

Продюсеры — Люся Артемьева, Никита Рассказов, Александра Хазина

Производство — фонд V–A–C

Фильмы альманаха

СЭНДВИЧ

Автор: Михаил Бодухин

Шум и ритм большого города сменяются на сосредоточенную тишину у берега реки. Что мы чувствуем, когда переходим из одного состояния в другое?

Мой фильм — это, с одной стороны, впечатление о том, как течет время и как оно может нами восприниматься, с другой — своего рода шутка, а еще привет нескольким любимым фильмам.

— Михаил Бодухин

IDIOTS’ VLOG

Автор: Миннур Гусейнова

Пять подростков и режиссер-дебютант снимают видеоблог, дурачась на тему районных страшилок про вампиров, оборотней и роботов.

Idiots’ vlog снят в стиле гонзо-режиссуры: никаких правил, ограничений, структур, строгих форм, операторов, декораций, сценария — чистый поток и дурачество. Здесь бредово-хаотические съемки и искренний дилетантизм 15-летних подростков, которых я нашла через VK, и мы придумали и сняли все за один день. Итог парадоксален: герои разочарованы, создавать кино, даже дилетантское, — мучительно. Проект состоит из 4 влогов, доступных в YouTube, и общего фильма с рефлексией о проекте.

— Миннур Гусейнова

ЭТО НЕ ЩУКИНО

Автор: Петр Волошин

Герой блуждает по южному городу, тоскуя по родному району.

Фильм про то, что такое Дом и где он. Кино про район и его роль в нашей жизни. В эпоху, когда города становятся слишком большими, мы все больше понимаем, что именно в районе наш Дом.

— Петр Волошин

СРАЙ

Автор: Яна Осман

Каждый год в Москве отключают горячую воду. Мы греем воду в чайнике и ходим купаться к близким и родным. Во время очередного отключения воды летом 2019 года автор установила ванны, души и КамАЗ с горячей водой прямо в одном из московских дворов, превратив целый район в одну большую коммунальную душевую.

Срай — то, во что превратился рай после изгнания. Здесь нет горячей воды.

— Яна Осман

ДУХ УЛИЦЫ

Автор: Екатерина Зубкова

Дух улицы сочиняет стихи, складывая их из случайно подслушанных обрывков фраз и звуков города.

Каждый день мы слышим десятки обрывков случайных фраз: некоторые из них забавные и абсурдные, другие подталкивают к размышлениям. Я подумала, что это своего рода бессознательная городская поэзия. Она может не иметь смысла, но, если захочется, его можно найти. Как в детстве мы играли в игру и писали на бумажке строчку рассказа, а затем загибали листок, так и я решила собрать хаотичные кусочки мозаики и стать духом улиц.

— Екатерина Зубкова

МЕРА ВЕЩЕЙ

Автор: Дарья Мареева

Методично измеряя привычные нам вещи, можно неожиданно для себя открыть портал в параллельный мир.

Щукино — район, в котором я живу почти всю жизнь. Сам он небольшой, но на его территории граничат разнородные ландшафты, там и здесь раскиданы странные артефакты, которые и вдохновили меня на создание этой истории. Даже гастроном здесь скорее напоминает портал в параллельный мир, чем место, где можно купить колбасу.

— Дарья Мареева

SWIMMER

Автор: Светлана Яковлева

Состояние сна очень комфортное и приятное, но потом приходится проснуться, будто вынырнуть для того, чтобы сделать вдох.

Для меня процесс пробуждения связан с участием в мастерской. В этом смысле фильм довольно авторефлексивный: он фиксирует мои действия, размышления, отражает ошибки и падения, а также постоянное чувство неловкости, которое приходилось преодолевать за время участия в мастерской. Для съемок я выбрала бассейн — наиболее знакомое и близкое из доступных мне пространств. Заплыв на длинную дистанцию сильно напоминает мне состояние сна.

— Светлана Яковлева

СГУСТКИ. ЛИБИДО

Автор: Александра Харина

Сгустки — это визуальное воплощение физических состояний, в которые мы ныряем, когда испытываем стресс или душевные терзания.

Моя героиня не пытается с ними бороться: они и вне, и внутри нее; они и «демоны души», и защитная реакция. В реальности живопись — плоскость и выставочный объект, но на экране реальность и живопись создают общность, обретают единое пространство. Эту коллажность мне было любопытно изучать.

— Александра Харина

БРИГАДНИК

Автор: Владимир Вялов

Изменится ли жизнь компьютерного мастера Сергея, если в стране введут социальный рейтинг?

В своем фильме я затрагиваю темы власти, контроля и биополитики, в ироничной перформативной манере фантазируя об экспортном потенциале технологии глобального контроля из Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.

— Владимир Вялов

ОДИН ДЕНЬ

Авторы: Ксения Бабушкина, Олег Коронный, Владимир Милованов

История одного районного праздника, рассказанная в формате кинотрейлера.

Надо сказать, что работу над фильмом мы не закончили, и все этапы его создания были многострадальными. Мы делали фильм втроем, но каждый из нас тянул в разные стороны; от этого разваливался не только сюжет, но и организация досъемок, монтажа и постпродакшена. А в конце концов у нас украли камеру и ноутбуки, и доделать фильм, как было запланировано, уже не получилось. Финальная версия больше всего похожа на эссе о том, как в наше время снимать кино, если нет ни денег, ни времени.

— Ксения Бабушкина

ИГОРЬ КУРЧАТОВ. ГАЛАНТЕРЕЙЩИК СТАЛИНА

Автор: Юрий Голубев

Герой спит в своей квартире и видит удивительный сон, в котором танцует индийская богиня Кали. Когда он просыпается, то понимает: это будет бомба.

В Щукино находится Курчатовский институт, а темой мастерской были сны на районе. Так у меня родился кинообраз в жанре альтернативной истории. Мой фильм рассказывает историю таинственного путешествия Игоря Курчатова по сновидениям.

— Юрий Голубев

ТЕНИ ХИРОСИМЫ

Автор: Елена Скрипкина

Учительница и ученик проводят утро за любованием природой. Происходит взрыв, и их фигуры отпечатываются на стене под воздействием светового излучения от ядерного взрыва.

Этот фильм связан с моим визуально-антропологическим исследованием на тему личного, сокровенного в переживании катастрофы. Он также является поэтическим высказыванием о тонкой границе между сном и смертью.

— Елена Скрипкина

СОН РЫБЫ

Автор: Иван Сусарин

Современный парафраз притчи о китайском монахе и бабочке.

Этот фильм как поток метафор, вырванные отрывки того, что мне снилось. Порой я просыпался и записывал приснившееся, а потом по несколько дней, а то и недель, обдумывал, как это снять и связать.

— Иван Сусарин

/