Я моторы гондолы разбираю на части

Дата:
4 дек 2021–13 мар 2022
Место:
Насосная
12+

Произведения российских художников, посвященные теме переосмысления карнавальной культуры.

Выставка включает в себя новые работы российских художников и отдельные произведения тридцатилетней давности. Историческая часть исследует внешнюю репрезентацию — костюмы и постановочные фотографии, которые в России 1990-х обозначили для каждого прежде немыслимую возможность карнавального пересмотра собственной идентичности.

Интерпретируя «Метаморфозы» Апулея, Новая Академия в гротескных фотоиллюстрациях ставит вопрос об освободительном потенциале игровой культуры, обращенной и к античной традиции, и к новым технологиям. «Золотой осел» (1995) считается манифестом неоакадемизма. Художественное движение, идеологом которого был Тимур Новиков, провозгласило «курс на классику и красоту» с привлечением технических средств, новых для своего времени, вроде компьютерного коллажа или обработки фотографий и цифрового рисунка.

Концептуальные костюмы «Фабрики найденных одежд» — это отражения внутреннего мира людей, их чувств и желаний, страхов и надежд. В своих работах Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) стремится вернуть сострадание в искусство и назначает художника помощником человека на пути самопреобразования. Для нее Карнавал — это рождающая чувство сопереживания возможность представлять себя на месте другого, шанс слабым обрести голос, а вместе в ним и силу.

Глюкля и Фабрика Найденных Одежд (ФНО). «Партия Языка Хрупкости» (из проекта «Карнавал Вытесненных Желаний»), 2017
Собственность художницы

Евгений Антуфьев показывает в пространстве экспозиции настоящий бой, устроенный по зрелищным законам рестлинга, в котором для рассказа о современной смеховой и карнавальной культуре на арену выходят абстрактные понятия, готовые убить друг друга во имя торжества справедливости и ради зрительских эмоций.

Дженда Флюид (Антонина Баевер) в проекте «Ясный мой свет»* по-авторски переводит на английский язык одного из главных поэтов-песенников 1990-х Аркадия Славоросова, сочинившего одноименный хит для Татьяны Булановой, и пытается взглянуть на эти тексты под иным углом, переводя трогательные истории в возвышенное измерение.

Майкл Портной в видео «Сто эффектных выходов» обыгрывает одноименный театральный троп. В видео перформер раз за разом выходит из-за кулис согласно озвученным инструкциям, по-своему интерпретируя предложенную ситуацию. Каждая следующая инструкция становится сложнее, в ней сочетаются абстрактные понятия и явления из географии, истории, социологии, психологии или философии. Задача перформера—максимально быстро переключать режимы и перемещаться между разными территориями. Эти резкие смены масок, продиктованные правилами игры, непосредственно соотносятся с принципами карнавальности, которые в своих работах сформировал М. М. Бахтин.

Вторая работа Майкла Портнова — фильм «Отлучиться»** (18+). Действие происходит во время домашней вечеринки, которую нам не показывают. Семь человек поодиночке посещают туалет. За чем бы они ни отлучались (скрыться от пустой болтовни, облегчиться, увлажнить кожу, нарочно сломать что-то, почистить рот или излить душу), это привычное пространство становится особым порталом, куда стремятся их мысли и тела. Художник Джаспер Джонс однажды сказал: «Возьмите это. Сделайте что-нибудь с этим. Сделайте еще что-нибудь с этим». Именно это «еще что-нибудь» лежит в основе комедии, импровизации, изобретательства и, конечно, карнавала. Разбирая спектакль на составляющие, автор показывает нам «внутреннюю кухню» перформативных искусств.

Видеоработа Ольги Чернышевой «Отображения тонкого вида» посвящена тому, что остается после окончания городских празднеств, и является комментарием к теме глобальной пандемии, во время которой любое скопление людей воспринимается как угроза.

Многосоставный проект Ульяны Подкорытовой «Тáмотка» — это дань уважения фольклорным традициям Русского Севера и современная сказка о будущем природы и технологий. Главная героиня облачена в деревянную броню из лемеха, напоминающую о древнерусской архитектуре. Она должна произнести старое поморское заклинание, чтобы вызвать ветер и восстановить течение реки, и преодолевает различные препятствия, возникающие на ее пути. Сюжет, напоминающий современные фильмы о супергероях, вдохновлен сказками поморских писателей Степана Писахова и Бориса Шергина и народной культурой региона, который еще хранит свои традиции.

Ульяна Подкорытова.«Táмотка», 2021
Фото: Павел Смирнов

Понятию фейка посвящена инсталляция и перформанс-опера для 10 вокалистов и электроники Catfish Наталии Пшеничниковой. Автор рассуждает о ежедневном столкновении с искаженной правдой и в частности рассматривает культурно-социальный феномен кэтфишинга, когда человек в интернете и социальных сетях при помощи чужих фото и ложной информации выдает себя за другую, более привлекательную личность. Костюмы для исполнителей представлены Александром Петлюрой — художником, который первым превратил винтажную моду в перформативную практику.

Зрители мультимедийной интерактивной инсталляции Esc* Эллины Геннадьевны примут участие в воссоздании перформанса—коллективного бега— при помощи технологий виртуальной реальности VRchat. Такой художественный жест использовали российская арт-группа Escape в проекте «Исчезновение» 2000 года и чешский художник Иржи Кованда в своей акции 1978 года. Они были эскапистами в прямом смысле слова и обращались в бегство при любых попытках вступить с ними в контакт. Присоединиться к коллективной сессии можно по предварительной регистрации: онлайн при наличии компьютера с видеокартой на базе операционной системы Windows (7, 8.1 и 10), либо из пространства выставки.

Танцевальный перформанс «Кукурузная азбука» — это пьеса Павла Пряжко в прочтении танц-художницы Татьяны Гордеевой и ученого-эколога Игоря Польского. В пьесе рассказывается о поколении наших бабушек, о конце деревенской культуры и уходе жителей деревень в города. В рамках перформанса с помощью игровых ситуаций танц-художница и ученый предлагают зрителю новые сценарии общения без помощи слов. В них тело становится носителем различного рода знаний и появляется возможность открыть заново самого себя.

Танц-инсталляция «Плясцы» Валентины Луценко представляет собой хореографическое исследование феномена скоморошества в раннем Средневековье, когда высокая духовная культура сосуществовала с низким, языческим, смеховым и развлекательным. Авторы сочиняют свою собственную сказку, пересобирая образ современного скомороха с помощью игры, музыки, танца и инсталляции

Перформативная голосовая инсталляция Анны Семеновой-Генц и Марии Маркиной «Хоревание» исследует горевание как новую форма солидарности, где зритель может выбрать роль участника или остаться наблюдателем в коллективном ритуале. Хоревание —неологизм, составленный из слов «хор» и «горевание», —это перформанс чувств, которые изгнаны из современной общественной жизни, направленной на жизнеутверждающий позитив. Авторы голосовой инсталляции предлагают вернуть горевание в публичное пространство, представив его в форме ритуала.

Проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях» предлагает участникам поразмышлять над тем, насколько в современном контексте уместна идея карнавальности как всеобщего празднования, в котором привычные правила перевернуты с ног на голову и каждый может выразить индивидуальность в значимых коллективных ритуалах. Четыре действия, упомянутые в названии, — это выставка, уличная процессия, рейв и серия стендап-выступлений.

* Видеоработы Дженды Флюид (Антонины Баевер) и Эллины Геннадьевны представлены на экранах ТВ Samsung Neo QLED

** Эта работа будет демонстрироваться на выставке «Я моторы гондолы разбираю на части» 11, 13, 14, 18 декабря, 5, 22, 29 января, 12 и 19 февраля в 21:00. Вход только для аудитории 18+

Вода для участников публичной программы предоставлена Edis

/