Плясцы. Танцинсталляция Валентины Луценко
Хореографическое исследование феномена скоморошества в раннем Средневековье в рамках выставки «Я моторы гондолы разбираю на части».
В раннем Средневековье высокая духовная культура сосуществовала с низким, языческим, смеховым и развлекательным. Художники обращаются к утерянному образу скомороха, связанному с ритуальными, шаманскими, переходными состояниями и неудобной искренностью. Скоморох в начале Средних веков — это прежде всего комедиант и шут, развлекающий толпу.
Одновременно авторы исследуют идею и форму иконостаса и икон: единственное изображение скоморохов было найдено в православном храме, на стене Софийского собора в Киеве, одного из первых христианских храмов на Руси. Этой фреской авторы отсылают нас к утерянному образу скомороха, заимствуя ее пространственную композицию для вертикального размещения перформеров на стене.
Фото: Анна Тодич
Авторов танцинсталляции интересуют следы, остатки скоморошеской культуры в современности, по которым они сочиняют свою собственную сказку о шутовстве, пересобирая образ современного скомороха с помощью игры, музыки, танца и инсталляции.
Плясцы, 2021
Валентина Луценко
Композитор: Владимир Горлинский
Художник: Даша Малинина
Плясцы: Дмитрий Власик, Арина Зверева, Роман Малявкин, Надежда Назарова, Назар Рахманов, Анна Рябова, Анастасия Толчнева
Создано по заказу и произведено фондом