V
A
C
V
A
C

Брат

Ключевой отечественный фильм девяностых с одним из главных актеров декады — Сергеем Бодровым-младшим — в главной роли.

Отслужив в армии, Данила Багров начинает новую жизнь с того, что попадает на съемки клипа Nautilus Pompilius, а оттуда прямиком в отделение милиции. На предложение остаться работать отвечает отказом и по совету матери отправляется в Петербург, к старшему брату Вите. Пошатавшись по городу, он все же находит брата. Ставший известным киллером Татарин недавно получил крупный, но опасный заказ. Прощупав почву, он отправляет вместо себя простака Данилу. Штабной писарь хладнокровно «заваливает» Чечена и уходит от погони, а придя в себя, погружается в жизнь большого города. Тем временем Татарин вошел во вкус: с помощью простодушного дембеля можно враз избавиться от конкурентов, переехать в Москву и начать свой «бизнес». Но дальше действовать будет Данила Багров.

Кадр из фильма «Брат», 1997
«Брат» нечаянно стал знаменем для не слишком развитых слоев, усмотревших в нем прямой призыв к ненависти: по отношению к бандитам-ворам, но также, увы, и нерусским как таковым. Между тем это концептуальный фильм интеллигента о новом для России и нередком для мира потерянном поколении. Данила Багров в фантастическом исполнении Сергея Бодрова-младшего, чья ранняя гибель, как говорят близкие Балабанова, всерьез подкосила Алексея Октябриновича, не только солдат-супермен, но и отчаянно запутавшийся в непонятной новой жизни русский мальчик.

— Юрий Гладильщиков, «Искусство кино»

«Брат» был задуман как фильм о бандитах и музыкантах и снят для, по сути, несуществующего зрителя. Сиквел вскоре обгонит его по всем показателям, кроме одного — аутентичности: то, что потом с большой вероятностью превращается в лихую комедию (как «Брат-2») или пародию (как «Жмурки»), начинается с самоопределения. Сам же «Брат» начался с исполнителя центральной роли — Сергея Бодрова-младшего. Дебютировавший годом ранее в «Кавказском пленнике» Бодров стал для Алексея Балабанова кем-то вроде Кайла Маклахлена для Линча: символом, двойником, талисманом. Его влияние на позднего Балабанова трудно переоценить: не случись трагедии в Кармадонском ущелье, не было бы «Жмурок», «Груз 200» не был бы так токсичен, а «Кочегар» — безысходен. Его Данила Багров — Иванушка-дурачок, смутный реваншист и антисемит в огромных, как у Летова, очках и крупной вязки свитере. Робин Гуд. Мальчик с сачком, доброй улыбкой и обрезом. Едущий на попутке в Москву дембель, из-за пазухи которого вдруг выпадает ствол. Он прост и непрост, невинен и сведущ, а в его повадках — вся растерянность и агрессия девяностых.

Брат

1997, Алексей Балабанов
Россия
100 мин., рус., DCP, 12+
В ролях: Сергей Бодров-младший, Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко

/