Почему мастерская устроена именно так

Работа Ателье основана на принципах реджио-педагогики. Одним из создателей методики был психолог и педагог Лорис Малагуцци, который после Второй мировой войны оформил идеи жителей итальянского города Реджио-Эмилия в новую педагогическую философию, позднее распространившуюся по всему миру.

Реджио-подход основан на вере в то, что каждый ребенок наделен способностями и творческим потенциалом, — нужно лишь отказаться от четких правил и инструкций и создать ему условия для самовыражения и познания. Именно так мы поступаем в Ателье, где дети и взрослые вместе учатся, общаются и создают удивительные миры.

Провокации

Если человек не привык к образовательной свободе, ему сложно делать самостоятельный выбор, особенно в незнакомом пространстве. Чтобы развивать фантазию и инициативу, реджио-педагогика использует «провокации» — среду, которая побуждает ребенка включиться в творческий процесс.

В мастерской множество таких провокаций: разнообразные инструменты и материалы хранятся на виду, вокруг — примеры того, что можно создать, и наши сотрудники придумывают что-то новое каждый день. Не торопите ребенка, дайте время познакомиться с пространством. Когда у него возникнет идея, предоставьте свободу творить так, как ему хочется. Это помогает не только развивать воображение, но и принимать ответственность за свой выбор, становиться более самостоятельным и осознанным.
Отличный способ побудить к творчеству — пример сопровождающего взрослого, который тоже изучает открывшиеся перед ним возможности, встает с ребенком в равную позицию исследователя и пробует новые материалы и приемы работы.

Взаимосвязи

Все рабочие зоны мастерской Ателье находятся в одном помещении, между ними можно свободно перемещаться, а рядом расположен удивительный Лес для игр. Это соседство создает среду, в которой возможно изучение «сложных, разнообразных, устойчивых и меняющихся отношений между людьми, миром опыта, идеями и многочисленными способами выражения этих идей», что помогает ребенку осознать взаимосвязи между объектами, явлениями и понятиями, существующими в мире.

Роль взрослого

В реджио-педагогике сопровождающий взрослый — это равноправный партнер ребенка на пути к знаниям: как сформулировал Малагуцци, «не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя исчезать и появляться». Задача взрослого — не просто верить в ребенка, но передать ему свою веру. Вот что в этом поможет:

  • будьте активным слушателем, наблюдайте за интересами ребенка и способами обучения, которые он выбирает, отмечайте его результаты и достижения;
  • станьте ресурсом, «генератором возможностей», чтобы при необходимости он всегда мог обратиться к вам. Помогайте ему в его, по терминологии Льва Выготского, «зоне ближайшего развития».

Что такое зона ближайшего развития?

Выдающийся советский психолог Лев Выготский предположил, что «у каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития (ЗБР) — это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем. Обучая ребенка тому, что находится вне его ЗБР, мы зря тратим силы, так как для усвоения знаний у него нет достаточного ресурса. А предлагая ребенку изучить то, что он и так прекрасно умеет сам, мы тормозим его развитие».

  • Смотрите на мир открыто, будьте для ребенка соучастником в его исследованиях, настройтесь на то, чтобы удивляться и радоваться.
  • Очень важно общаться на равных: не давать готовых ответов и решений, а ценить детские гипотезы и «ошибки». Вопрос всегда важнее ответа, а процесс важнее результата.

Документация

В Ателье «ГЭС-2» уверены, что творчество — это прежде всего способ познания окружающего мира и себя. Чтобы помочь в последнем, реджио-подход предусматривает документацию — фиксирование пути ребенка в исследовании мира. Видов документации множество, в том числе:

  • записи разговоров с ребенком, его идей и гипотез;
  • видео, фото, аудиозаписи творческого и познавательного процесса;
  • альбомы с работами ребенка;
  • описание его исследовательских и творческих проектов.

Документация важна и для детей, и для взрослых, которые сопровождают их в обучении.

Для взрослого документация — это:

  • способ проследить за динамикой развития ребенка, отметить смену его интересов и маленькие достижения;
  • источник новых идей: просматривая записи, можно обнаружить неисследованные вопросы и нереализованные проекты;
  • возможность лучше понять ребенка, его способ мышления.

Для ребенка документация — это:

  • возможность почувствовать ценность своих стараний, доказательство, что его идеи и результаты важны не только ему;
  • способ осмыслить процесс обучения, увидеть свою траекторию: это поможет выстраивать успешные учебные стратегии в будущем;
  • возможность научиться структурировать информацию и чувствовать течение времени.

Документация — не просто архив детского творчества, к которому семья вернется через много лет в поисках сентиментальных воспоминаний. Это дорожная карта, инструмент, который поможет ребенку и взрослому двигаться по творческому и образовательному пути.

Мария Травянова, Анастасия Крашенинникова, Катя Порутчик