Михаил Толмачев.
Цвета Белого моря
Книга художника Михаила Толмачева о трех фотоальбомах, составленных в лагере особого назначения на Соловецких островах. Это попытка критически взглянуть на реальность, минуя заданные нарративы.
Михаил Толмачев исследует три альбома с фотографиями из Соловецкого лагеря особого назначения, на которых запечатлена лагерная жизнь 1920–1930-х годов. Первый из них был подарен политическому деятелю Сергею Кирову, второй — писателю Максиму Горькому, а третий передали из семейного архива в московский Музей истории ГУЛАГа.
![Элемент разворота книги с английским названием книги "White sea colours"](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/0268aa4c-1ec3-4c35-a039-90902a0be5be/image/c4e76346316efc847d85ce03b3775f29.jpeg)
![Корешок книги](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/a595247c-c9fb-4d96-863d-72ddddd06891/image/dece8e8d035a19499cdbad6516c849e9.jpeg)
![Разворот с красными и розовыми иллюстрациями](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/0b8bc523-84df-49ff-8398-11dedc5e0dab/image/f1b4d9b1aa5fe097661e0e5a9e19d56a.jpeg)
![Фрагмент корешка книги](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/b349c3ef-5035-48ea-abb8-f63b0e400dd4/image/cde8e1e501f70873c629ef200a982ae2.jpeg)
![Фрагмент корешка книги крупным планом в месте склейки страниц](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/8bf8feee-f1f5-4434-957f-b2fd2f8d0d57/image/bae04f3292cc12ba429dac68670744c1.jpeg)
Все фото: Руслан Шавалеев
Михаил Толмачев (р. 1983) — визуальный художник, работает со звуковыми инсталляциями, видео, фотографиями и арт-интервенциями. В своих работах он исследует постоянно меняющийся статус документа и политически опосредованное производство истины и реальности.
Толмачев рассматривает эти собрания снимков как три разные истории, пусть и рассказанные с помощью иногда повторяющихся кадров. Он обращается к исследованию историка фотографии Марты Лэнгфорд о связи семейных фотоальбомов с жанром устного повествования и применяет ее идеи к снимкам лагеря. Если семейные альбомы фиксируют ключевые моменты жизни и создают ее идеальный портрет, то подборки с Соловецких островов сходным образом нормализуют принудительный труд и лагерный быт.
Фотографии неотделимы от обстоятельств их создания, а обстоятельства, в свою очередь, влекут за собой связь с условиями восприятия этих снимков. Социальный и культурный контексты изображений, вошедших в Соловецкие альбомы, нельзя оставлять без детального изучения. Исследование и популяризация этих фотографий может интенсифицировать работу коллективной визуальной памяти.
В попытке освободить альбомы от заложенных в них линейных нарративов Михаил Толмачев вместе с дизайнером Беньямином Бухеггером визуально перерабатывает их. В «Цветах Белого моря» кадры расположены, казалось бы, хаотично, однако на самом деле их порядок подчинен четкой внутренней логике и обусловлен тонкостями размещения изображений на типографских листах. Кроме того, фотографиям из каждого собрания соответствует тот или иной цвет по модели CMYK, применяющейся для печати в типографии. В результате некоторые сюжеты проступают более четко, а другие становятся едва различимыми, вскрывая и подвергая критике механику конструирования нарративов.
В издание также вошли три статьи: «Цвета Белого моря» Михаила Толмачева, «Искупленная ночь (Количество страниц удваивается с каждым сгибом)» Беньямина Бухеггера и «Соловецкие альбомы» (подготовлена сотрудниками Музея истории ГУЛАГа).
Книга издана в партнерстве с Музеем истории ГУЛАГа.