Мариана Рокетт Тейшейра.
Выставка как средство самовыражения: Харальд Зееман. «Дедушка: такой же первооткрыватель, как и мы» (1974)
Исследование новаторских выставочных экспериментов Харальда Зеемана.
В монографии «Выставка как средство самовыражения» Мариана Рокетт Тейшейра исследует новаторские практики швейцарского куратора Харальда Зеемана (1933–2005) на примере выставки «Дедушка: такой же первооткрыватель, как и мы» (1974). «Дедушка» стал первым результатом поиска Зееманом «нового типа выставок», который он начал в рамках своих проектов «Агентство духовного гастарбайтерства» и «Музей одержимостей». Зееман экспериментировал со стратегиями и способами экспонирования — например, выставлял в одном пространстве произведения искусства и обыкновенные предметы, добиваясь трансформации традиционных художественных институций в более живые современные музеи.
Рокетт Тейшейра уделяет много внимания критике Зееманом бюрократических и авторитарных подходов и на конкретном примере изучает, как он переосмыслил деятельность «создателя выставок», обозначив ее как субъективную практику куратора-автора.
![](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/7ef5efc7-e334-45fb-b4c7-a939487f438c/image/c291d18a24732a2c05b3fa935472b928.jpg)
![](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/a334cbee-e425-46d6-84d1-394e6fa74c0d/image/e375eeb22df400c6491a1bcbd34bbb8b.jpg)
![](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/b97f5fee-d2ef-447f-a518-803225c106fc/image/9c54274ae4222f881c2dd90f61f6bd5c.jpg)
Харальд Зееман всегда выступал за свободу выражения. В одном из своих текстов он обращал внимание читателя на то, что наиболее динамичные и решительные институции управляются людьми, которые, как и он сам, считают, что лишь субъективное может стать достаточно объективным. Это объясняет, каким образом выставка как способ личного самовыражения сделалась трендом, а куратор действительно стал автором.
Книга разделена на три части, которые посвящены исследованию изменений, произошедших в художественных институциях в 1960–1970-е годы, анализу концепций и новых подходов Зеемана к искусству, а также подробному разбору структуры и содержания проекта «Дедушка: такой же первооткрыватель, как и мы».
Мариана Рокетт Тейшейра (р. 1984) — научная сотрудница лиссабонского Института истории искусств и приглашенный профессор Нового университета Лиссабона. «Выставка как средство самовыражения: Харальд Зееман. „Дедушка: такой же первооткрыватель, как и мы“» стала магистерской диссертацией Марианы Тейшейры.