Техники наблюдателя. Видение и современность в XIX веке

Год:
2014
Язык:
Русский
Страницы:
256

История визуальной культуры и социальные проблемы Нового времени.

Джонатан Крэри — профессор истории и теории современного искусства Колумбийского университета Нью-Йорка, сооснователь и редактор независимого издательского дома Zone Books, который выпускает книги по истории, теории искусства, политической науке, антропологии и философии.

По мнению Джонатана Крэри, на смену классической модели зрения, символом которой в XVII–XVIII веках была камера-обскура, в начале XIX века пришли модели «субъективного видения». Они отделяют образ от его внешнего референта и помещают зрительный опыт в тело автономного наблюдателя. В книге «Техники наблюдателя. Видение и современность в XIX веке». Крэри анализирует оптические устройства прошлого с их фантасмагорическими эффектами и показывает, какие последствия повлекла за собой трансформация природы визуальности.

Джонатан Крэри представляет относительно непривычную конфигурацию объектов и событий XIX века — имен собственных, сводов знаний и технологических изобретений, которые редко появляются на страницах книг по истории искусства. Его цель — избежать ограничений, которые накладывает большинство господствующих историй (?) визуальности этого периода.

Другим явлением, подтверждающим изменение в положении наблюдателя, была диорама, окончательную форму которой спроектировал в начале 1820-х Луи Дагер. В отличие от статичной панорамной живописи, впервые появившейся в 1790-х годах, диорама основывалась на включении неподвижного наблюдателя в механический аппарат и подчинении его взгляда предустановленному временному развертыванию оптического опыта.

– Джонатан Крэри

/