V
A
C
V
A
C

Ричард Шехнер.
Теория перформанса

Взгляд театроведа на роли людей в политике, религии, бизнесе и спорте.

Фото: Софья Ахметова

Ричард Шехнер (р. 1934) — театровед, театральный режиссер, драматург, профессор Нью-Йоркского университета и основатель первой в мире кафедры перформативных исследований. Работал редактором журнала Tulane Drama Review (TDR, The Drama Review), режиссером-продюсером The Free Southern Theater, был художественным руководителем экспериментального театрального коллектива The Performance Group.

Ричард Шехнер одним из первых начал исследовать перформативность и пришел к выводу, что перформанс — неотъемлемая часть жизни. Он сопутствует каждому взаимодействию людей: от выражения эмоций при встрече до рассмотрения уголовного дела в зале суда. Человек вовлечен в разыгрывание ролей всегда, даже если сам этого не осознает. Чтобы показать, насколько разнообразно и широко понятие перформанса, Шехнер обращается к антропологии, философии, эстетике.

«Теория перформанса» тесно связана с практикой Шехнера-режиссера, который ставил античные драмы, пьесы Шекспира, Чехова, Брехта на театральных подмостках всего мира, и Шехнера — исследователя ритуалов в культурах разных народов.

Фото: Софья Ахметова

В книгу вошли тексты, написанные Ричардом Шехнером с 1966 по 1976 год, а также более поздние эссе, впервые опубликованные в 2001 году.

Перформанс — вещь, как правило, условная, пограничная, опасная, двойственная; поэтому его нередко загоняют в рамки общепринятых правил, чтобы обезопасить место действия и участников. В пределах этих относительно безопасных границ фантазии любое действие можно доводить до крайности, даже развлечения ради.

— Ричард Шехнер

/