V
A
C
V
A
C

Майкл Баксандалл.
Живопись и опыт в Италии XV века: введение в социальную историю живописного стиля

Знаковая работа, посвященная концепции «взгляда эпохи» и связям между изобразительным стилем эпохи и социальными условиями его развития.

Майкл Баксандалл (19332008) — историк искусства. В 1951 году поступил на классическое отделение Кембриджа, но вскоре перевелся на отделение английской литературы. Изучал итальянский язык и литературу в Павии, слушал лекции Ханса Зедльмайра в Мюнхене, с 1958 года начал работу в Институте Варбурга, которая растянулась на четверть века. Баксандалл внес большой вклад в развитие исследований визуальной культуры.

Английский историк искусства Майкл Баксандалл написал «Живопись и опыт в Италии XV века» за лето 1971 года, полагая, что сочиняет «учебник для бакалавров-историков». Однако его книга совершила переворот в гуманитарных науках от искусствознания до визуальной антропологии и социологии.

Баксандалл предлагает теоретическую модель для анализа изображений, которая учитывает социальные и исторические условия их создания. Вместо попыток описать менталитет, мировоззрение и особенности культуры он стремится понять, как повседневный опыт основных заказчиков и покровителей искусства — купцов — и опыт других людей Кватроченто определили пути развития живописи и культуры в целом.

В первой главе автор исследует структуру торговли произведениями живописи в XV веке на материале контрактов, писем и отчетов, во второй — объясняет, как визуальные навыки из повседневной жизни становились определяющими для стиля художника, а в третьей — описывает базовые инструменты, при помощи которых люди XV века рассматривали изображения.

Фото: Софья Ахметова

Геометрические представления человека, привыкшего выполнять обмеры, и готовность применять их на практике обостряют визуальную чувствительность к конкретной массе. Вероятно, он будет отчетливее ощущать, что Адам в «Изгнании из Рая» Мазаччо состоит из цилиндров или что фигура Богородицы в «Троице» Мазаччо — это массивный усеченный конус, а следовательно, он отчетливее воспримет и саму фигуру.

— Майкл Баксандалл

/