V
A
C
V
A
C

Бертольт Брехт.
О реализме

Сборник текстов немецкого драматурга, режиссера и теоретика искусства о понятии реализма.

«О реализме» — сборник эссе разных лет, часть из которых публикуется на русском языке впервые. Размышления о «максимах» реализма красной нитью проходят через всю биографию Брехта, для которого реалистичность художественного произведения зависит не от «формальных директив», но от степени правдивости отражения общественного устройства. По мнению Бертольта Брехта, создавать реалистическое искусство — значит вскрывать первопричины изображаемых процессов и говорить правду, проникая в суть «крупномасштабных явлений эпохи».

Фото: Гоша Бергал

Бертольт Брехт (1898–1956) — немецкий драматург, поэт, театральный деятель и теоретик искусства, в своих исследованиях и постановках развивал теорию «эпического театра», переопределяя границы реалистического и достоверного.

Мы будем абсолютно правы, если станем определять реалистические произведения как воинственные. В них авторы дают голос действительности, которую мы обычно не слышим. Такие произведения означают собой противоречие (и становятся его символами) между новыми движущими силами и устоявшимися мнениями и типами поведения. Реалисты сражаются с теми, кто отрицает подлинные силы. Реалисты сражаются против схематизма любого рода, поскольку он не помогает подчинить действительность реалистическому движению.

— Бертольт Брехт, «Заметки о реалистическом способе письма», 1940

«О реализме» включает эссе и статьи о границах правдоподобия в театре, возможностях реалистического метода и его художественном потенциале. Показательно, что сами тексты Брехта становятся примером реалистического подхода, который до сих пор остается актуальным.

В послесловии искусствовед и историк театра Владимир Колязин рассматривает влияние теоретического метода Бертольта Брехта на российскую театральную культуру, а также определяет суть реалистического подхода в пределах творческого и исследовательского пути самого автора.

/