Вальтер Беньямин.
О коллекционерах и коллекционировании
Размышления философа о феномене коллекционирования.
![](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/5ef1dfa0-8763-419b-a850-584188ad8336/image/209bc097dc759554ec94998561ee97c2.jpg)
Вальтер Беньямин (1892–1940) — философ и теоретик искусства, чье эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» стало определяющим для осмысления новых условий бытования искусства в индустриальном обществе.
Фигура коллекционера, по мнению Вальтера Беньямина, стала одной из определяющих как для девятнадцатого столетия, так и для современности в целом. Страстно увлеченный собирательством, Беньямин был убежден, что каждый коллекционер имеет особый тип восприятия истории и вещного мира, близкий к марксистской концепции исторического материализма.
В книгу «О коллекционерах и коллекционировании» вошли три текста Вальтера Беньямина, два из которых — программное эссе «Эдуард Фукс, коллекционер и историк» и фрагмент из «Пассажей» — впервые публикуются на русском языке.
![](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/a6308c3d-f890-4178-a520-46e0daea53f6/image/de9918e9cdf4c5c19f1e843a3cc62344.jpg)
«Пассажи» представляют собой многолетний проект Беньямина, в котором он стремился исследовать истоки современности, однако труд не был завершен и представляет собой набор цитат, замечаний и выписок в нескольких тематических разделах, так называемых конволютах. В нашем издании представлена конволюта «H» под заглавием «Коллекционер».
Возможно, сокровеннейший мотив собирателя можно было бы описать так: он поднимается на борьбу с рассеянием. Великий коллекционер до глубины души тронут хаотичностью, разобщенностью, в которой пребывают вещи в мире.