Выдумка: парафикция и правдоподобие

Год:
2019
Язык:
Русский
Страницы:
112

Эссе о парафикции как способе воздействия через игру между фактом и вымыслом.

Керри Лэмберт-Битти — профессор Гарвардского университета. Исследует перформанс, политическое и активистское искусство, «эстетику сомнения».

Профессор Гарвардского университета Керри Лэмберт-Битти употребляет термин «парафикция» для подлинных историй, изложенных в стилистике художественной литературы. В парафикции реальные и/или воображаемые персонажи и истории переплетаются с миром, в котором мы живем. Изучив работы Майкла Блама, группы The Yes Men, Валида Раада и других художников, она приходит к выводу о том, что полувыдуманные нарративы помогают ориентироваться в современном мире постправды.

Лэмберт-Битти доказывает, что парафикции учат нас быть скептичными и сомневаться, но вместе с тем и верить.

Парафикции — это перформативы в том смысле, что они как‑то воздействуют и нечто создают, а не описывают или означают предмет. Они неудачны, пока, подобно свадьбе в кино, остаются всего лишь «выдумкой». Но если они действительно заставляют кого‑то поверить в сказанное — не важно, как надолго и с какой долей убежденности, — то они нарушают различие удачной и неудачной перформативности.

– Керри Лэмберт-Битти

/