V
A
C
V
A
C

Джессика Хеммингс.
Ирис ван Херпен: переосмысляя моду

Слияние старого и нового, природы и техники в творчестве нидерландского модельера.

Книга посвящена нидерландскому модельеру Ирис ван Херпен, чье творчество существует на стыке моды, архитектуры и естественных наук. Британская писательница и профессор Джессика Хеммингс с самого начала отмечает ключевую черту ван Херпен, называя ее «скорее художницей», чем дизайнером. Исследование Хеммингс состоит из трех частей, каждая из которых раскрывает основные методы и особенности работы Ирис ван Херпен: «Тело», «Инструменты» и «Сотрудничество».

Все фото: Руслан Шавалеев

Джессика Хеммингс (р. 1976) — исследовательница материальной культуры, литературы и современных ремесел. Главный редактор журнала PARSE, профессор Школы архитектуры и дизайна в Осло, Гётеборгского университета и Университета искусства и дизайна имени Ласло Мохой-Надя. Стипендиат Риты Болланд в Исследовательском центре материальной культуры в Нидерландах (2020–2023). Ее работы о текстиле, опубликованные в академических и популярных изданиях, переводились на французский, венгерский, исландский, норвежский, португальский, русский и шведский языки.

В разговорах о моде ремесло постоянно противопоставляется инновациям. Но, если вдуматься, любое традиционное приспособление в свое время было прорывом — и швейная машина, и даже простая игла. Совмещая технологии с рукоделием, я продолжаю то, что происходило на протяжении сотен лет. Просто мир стремительно меняется, и по мере технологического развития и расширения знаний появляется множество новых инструментов, с помощью которых можно обустраивать окружающий мир.

— Ирис ван Херпен, глава «Инструменты»

Глава «Тело» — о взаимодействии человека и костюма. Важной частью профессиональных решений Ирис ван Херпен стал ее личный опыт — так, занятия балетом в детстве раздвинули представление модельера о формах движения и восприятии пространства.

В главе «Инструменты» Хеммингс разбирает традиционный и инновационный подходы Ирис ван Херпен к созданию костюмов. Сочетая ручное шитье и 3D-печать, дизайнер преодолевает устойчивое представление о том, что ремесло и техника противопоставлены друг другу. Источником вдохновения ван Херпен становится природа: при создании орнаментов модельер присматривается к окружающему миру на макро- и микроуровнях.

В заключительной главе «Сотрудничество» автор обращается к творческим альянсам Ирис ван Херпен в самом широком контексте — от взаимодействия и поиска общего языка с коллегами из мира моды до выхода в другие области искусства и знания: скульптуру, музыку, архитектуру и науку.

«Ирис ван Херпен: переосмысляя моду» — вторая книга в серии «Ателье», посвященной дизайнерам одежды и критическому осмыслению моды и истории костюма. В серии издаются академические работы современных теоретиков моды и визуальных исследователей, написанные по заказу фонда V–A–C.