Мари-Жозе Мондзен.
Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого
Исследование роли визуального образа в современном мире и его связи с византийской иконой.
Французский историк искусства и философ Мари-Жозе Мондзен рассматривает особенности иконоборческого кризиса VIII–IX веков и прослеживает связь между византийской иконой и ролью изображения в современном мире. Ключом к пониманию силы и воздействия образов становятся раннехристианские тексты отцов Церкви.
В нашем веке образ имеет самое прямое отношение к заботе о сохранении свободы и мысли человека. Сейчас, когда визуальный и аудиовизуальный империализм, завоевавший планету, подавляет любое критическое размышление и любое высказывание, приводя нас в состояние рабского отупения и бездумной зачарованности, особенно важно понять, из каких элементов сложилось генеалогическое древо, в позднейших плодах которого заключено лучшее и худшее, что у нас есть.
Размышления о месте иконы в религиозной и политической жизни Византии приводят Мондзен к оригинальной концепции, в которой абстрактная живопись XX века восходит к иконописи, господство церкви приравнивается к власти современных СМИ, а техника фотографии выступает наглядным подтверждением христианской концепции.
Мари-Жозе Мондзен (р. 1942) — французский философ и историк искусства, специалист по византийской культуре и теории образа. Директор Национального центра научных исследований (CNRS) в Париже.