V
A
C
V
A
C

Гаятри Чакраворти Спивак.
Могут ли угнетенные говорить?

Один из основополагающих текстов постколониальной теории, в котором автор разбирает проблему угнетенных групп и невозможности их репрезентации в капиталистическом и патриархальном обществе.

В своем эссе философ Гаятри Спивак развивает понятие «субалтерн», введенное в лексикон итальянским философом-марксистом Антонио Грамши в 1930-х годах. Грамши использовал его в качестве альтернативы терминам «трудящиеся» и «рабочий класс», чтобы описать подчиненное и угнетенное положение соответствующей социальной группы в капиталистической системе. Продолжая его мысль, Спивак подчеркивает, что «субалтерны» не только находятся в позиции угнетенных, но и лишены возможности заявить о своих интересах и быть видимыми.

Фото: Аня Тодич

Гаятри Чакраворти Спивак (р. 1942) — американский философ индийского происхождения, основоположница постколониальных исследований, профессор и соучредитель Института сравнительного литературоведения и обществоведения Колумбийского университета.

Может ли угнетенный говорить? Что должна делать элита, чтобы воздержаться от постоянного конструирования угнетенного? В этом контексте вопрос «женщины» представляется как нельзя более проблематичным. Очевидно, если вы бедны, если вы женщина и если вы при этом темнокожая, то вам «повезло» трижды.

— Гаятри Чакраворти Спивак

Спивак рассматривает постколониальный контекст, в том числе через феминистскую оптику. Так, в четвертой части эссе она исследует сати — ритуал самосожжения вдов в Индии, запрещенный британцами в 1829 году. Она отмечает, что запрет воспринимался как ситуация, когда «белые мужчины защищают смуглых женщин от смуглых мужчин», в то время как индийские «смуглые мужчины» защищают национальную традицию, утверждая, что «женщины на самом деле хотят умереть». На этом примере исследовательница показывает механизм двойного смещения, когда за угнетенную женщину одновременно говорят и колонизаторы, и соплеменники.

Помимо этого, Спивак затрагивает широкий спектр тем: от попыток западных интеллектуалов проблематизировать субъект на примере беседы Мишеля Фуко и Жиля Делеза до вопроса о том, как субъект третьего мира представлен в западном дискурсе. Философ также анализирует тексты индийских историков из группы «исследований угнетенных», одним из основателей которой был Ранаджит Гуха.

Книга опубликована в совместной серии V–A–C Press и Artguide Editions «100×150».

/