Борис Арватов.
Собрание сочинений в IV томах
Собрание сочинений одного из главных теоретиков производственного искусства эпохи русского авангарда.
В издание вошли практически все тексты Бориса Арватова, написанные с 1923 по 1931 год. Радикальная идея Арватова заключалась в понимании искусства как практического инструмента, с помощью которого художник должен организовывать быт и производство, а не изображать их. Стремясь порвать с традицией буржуазного искусства, основанной на уходе от действительности, Арватов заявлял: художник — не избранный пророк, рисующий натюрморты, портреты или пейзажи, а «квалифицированный» инженер-ремесленник, который трудится в мастерской и помогает решать задачи, стоящие перед обществом.
![Фотография четырех черных томов в углу на белой полке, на них падает тень от другого угла](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/5e06fe87-a8be-4d5e-83f5-b7d2293af278/image/78009224a9d67b7e1d34173e9c8aa716.jpeg)
![Бумажный вкладыш с текстом в развернутом виде](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/db72fe46-4249-4be1-a688-a8b972430d0b/image/5b5dd94040f3dbc2c4ff2d26438a29f1.jpeg)
![Оглавление одного из томов, сверху падает тень](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/29f63355-41b7-4f51-a7e3-a635b4308851/image/96d77bdbb5b4f0881a8bde92596f917b.jpeg)
![Разворот с иллюстрациями, сверху падает тень](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/698216f4-e201-4a94-a1e7-e1e4cb7d67cc/image/591d137db77ab4a9e480ab5cebbebf69.jpeg)
![крупным планом фрагменты раскрытых друг на друге томов](https://cdn.v-a-c.org/v-a-c-static/store/setkaimage/654a0e02-69b9-4102-9d67-43b092852456/image/ebd2ac3231f450615eebdff71d036808.jpeg)
Все фото: Иван Озеров
Борис Арватов (1896–1940) — искусствовед, художественный и литературный критик, теоретик производственного искусства и один из основателей творческого объединения ЛЕФ.
…Пролетарии, взяв власть в свои руки, будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармонического человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены механически подвешенными картинками, а окрашивать эти стены; не фотографировать в красках костюмы, а производить их в мастерской. Вся эта буржуазная классификация художников жанра, портрета, nature morte’а провалится в небытие, а на их место вступят художники-металлисты, деревообделочники, текстили, электрики, друзья и сотрудники своего великого класса.
В первый том вошли сборники статей Бориса Арватова «Искусство и классы» (1923 г.) и книга «Искусство и производство» (1926 г.); во второй — сборники «Об агит- и проз-искусстве» (1930 г.) и «Социологическая поэтика» с текстами 1923–1927 годов. Третий том включает исследования, посвященные художнику Натану Альтману (1924 г.) и поэту Владимиру Маяковскому (1931 г.); в четвертом томе представлены прижизненные публикации Арватова, собранные по различным периодическим изданиям, а также архивные материалы, среди которых особый интерес представляют письма Бориса Арватова и его отца, Игнатия Арватова, проливающие свет на последние годы жизни критика.