Новые шутки о главном
Изучаем природу современного городского юмора.
«Новые шутки о главном» входят в проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях», участники которого размышляют над тем, насколько в наши дни уместна идея карнавальности как всеобщего празднования.
Во время карнавалов смех приобретал особенную, праздничную форму — он становился «всенародным», «направленным на все и на всех, в том числе и на самих участников карнавала». И это был именно смех на публике, который во многом зависел от физического присутствия людей в общем пространстве. Они смеялись совместно — так же, как сегодня это делают посетители стендап-вечеров, на минимальной дистанции от комика, который тоже шутит и про себя, и про зрителей, и про всех.
«Новые шутки о главном» посвящены природе юмора, неизменного спутника карнавальной традиции, и представляют современную российскую комедию. В рамках трех стендап-лекций комики расскажут о своем понимании природы смешного и о том, какой юмор на них повлиял больше всего, а на концертах-шоукейсах неформальных объединений «Фемстендап», «Альтернативная комедия» и «Импров» представят разные акценты городского юмора.
Стендап появился в России в конце 2000-х годов на волне популярности западных комедийных жанров и сначала был лишь одним из «импортных» форматов комедии. Развиваясь и приобретая эмансипирующие и терапевтические черты, он вписался в местные традиции эстрадных выступлений, в которых юмор был одним из немногих способов поделиться переживаниями, сделать публичное высказывание вопреки отсутствию публичного поля, адаптироваться к реальности и вместе с тем посмотреть на нее критически.
Мы не думаем, что зрителя сильно удивит присутствие комедии в «ГЭС-2 », — в последние пару лет стендап уже стал частью городской повседневности, и его приход в театры, музеи, дома культуры — уже начался. Однако для нас этот проект имеет как минимум две институциональные задачи. Во-первых, пригласить к взаимодействию и разговору ту часть горожан, которой ближе стендап, а, например, не современное искусство. Во-вторых, посмотреть на юмор отчасти через призму современной культуры, увидеть эффект от соприкосновения юмора и искусства.