Марк Дион и Арсений Жиляев. Наследие будущего

Дата:
9 мар–23 авг 2015
Место:
Каза деи Тре Очи, Венеция

Кунсткамера и музей воображаемого будущего как стратегии коллекционирования и экспозиции.

Марк Дион и Арсений Жиляев исследуют двойственную природу музея, который одновременно служит пространством познания и стоит на страже официальной версии истории. В масштабных инсталляциях, созданных для «Наследия будущего», художники демонстрируют принципиально разные подходы: Жиляев обращается к нашему представлению об обществе, Дион — об окружающем мире, один устремлен в будущее, другой вглядывается в прошлое.

«Мастерская диковин» Диона — действующая студия, в которой команда художников создает скульптуры для музейной экспозиции по старинным гравюрам с изображением экзотических животных и растений. Кроме того, Марк Дион представит свои прежние работы. В «Разграбление хранилища Нептуна. Путешествие на дно каналов и лагуны Венеции» входят предметы, которые художник нашел, когда изучал и классифицировал содержимое очистительной баржи, чтобы понять естественнонаучную методологию коллекционирования и то, как она формирует понимание природы и культуры.

Проект Арсения Жиляева рисует тревожную картину отдаленного будущего: люди покинули Землю, превратив ее в заповедник истории цивилизации. «Музей», представленный на выставке, якобы входит в состав музейной сети «Колыбель человечества», которая увековечивает память об исторических личностях и ключевых событиях прошлого. Художник сочетает утопическую эстетику русского космизма с консьюмеризмом высокоразвитого капитализма, а модернистский пафос обновления — с ортодоксальным христианством. Музей будущего изображен как развлекательная корпоративная институция, которая превращает в товар даже воскрешение предков и включает его в ассортимент сувенирного магазинчика.

Арсений Жиляев также привез в Венецию фрагменты проекта «Педагогическая поэма. Архив будущего музея истории» и свою работу «Музей пролетарской культуры», в которой он исследовал радикальные варианты первых советских музейных практик, в частности марксистскую экспериментальную экспозицию.

Куратор
Магнус аф Питерсенс