V
A
C
V
A
C

Архив будущего музея истории

Финальная экспозиция проекта «Педагогическая поэма», участники которого в течение 10 месяцев исследовали механизмы формирования общепринятых представлений об истории.

Междисциплинарный проект «Педагогическая поэма» был задуман Арсением Жиляевым и Ильей Будрайтскисом и реализован фондом V–A–C. В ходе него образовалась постоянная рабочая группа участников и вольнослушателей разных профессий, объединенных интересом к проекту и общими практиками творческого взаимодействия. На основе их самостоятельной исследовательской работы в музейных архивах и была подготовлена экспозиция «Архив будущего музея истории».

Выставочной площадкой служит музей «Пресня» — филиал Государственного центрального музея современной истории России, в мемориальных интерьерах которого сохранились материальные свидетельства трех российских революций и одна из крупнейших в Европе диорам с изображение баррикадных боев на Пресне 1905 года.

Процесс подготовки финальной экспозиции «Педагогической поэмы» показал, насколько парадоксальна и противоречива функция исторического музея в современных условиях. Выставка, которую первоначально планировалось разместить внутри постоянной музейной экспозиции как приглашение к институциональному диалогу, оказалась вынужденно перенесена в автономное пространство и обрела форму проектных предложений по модификации экспозиции. Скорее всего, эти предложения не воплотятся в жизнь в силу специфики работы современных музеев, но они стали частью дискуссии о сегодняшней роли музеев.

Музей истории как место репрезентации памяти всегда создает исключительно интересные отношения между прошлым и настоящим. С одной стороны, представленный здесь коллективный опыт прошлых поколений взывает к параллелям с современностью, познанию истории через ее продолжение. С другой, этот институт, созданный государством для реализации его культурной и образовательной политики, ограничивает и оформляет исторический опыт. Данный парадокс можно рассматривать как отличительную черту нашего времени — либо, наоборот, как характерное для музея уклонение от злободневности. Возможно, именно поэтому музеи далеко не всегда являются площадкой для открытой дискуссии. Несмотря на существенную их демократизацию, произошедшую за последнее столетие, уровень свободы и требования к компетенции организаторов по-прежнему регламентированы.

Еще более двусмысленна роль музеев новейшей истории (бывших музеев Революции) в странах Восточной Европы. В начале ХХ века они дали миру беспрецедентный пример демократизации и инновативности: были сняты ограничения на вход для зрителей, в создании экспозиции участвовали выходцы из рабочей среды, частные коллекции открывались для публики, и вместе с этим внедрялся научный подход к истории, использовались статистические данные, разрабатывались тематические инсталляции и создавались экспозиции, посвященные истории угнетенных классов. В послереволюционные годы и в период политической стагнации музеи превратились в инструмент выражения официальной линии партии. В конце ХХ века, уже после коллапса «реального социализма», музейные институции Восточной Европы не только не получили нового методологического основания, но и были вынуждены отрицать историю своего собственного становления.

Инсталляция «Архив будущего музея истории» делится на несколько зон, визуально воссоздающих атмосферу архива. Центральное место в ней отведено изменениям музея «Пресня» на протяжении истории его существования. Макет неосуществленного экспериментального архитектурного проекта музея соседствует с макетом, иллюстрирующим предложение по модификации экспозиции, сформулированное участниками «Педагогической поэмы». Видеоархив включает в себя документацию перформанса театра «Парафраз», созданного по мотивам личных историй современных российских общественных активистов, а также документальный фильм об экскурсионной прогулке по району Пресня. Значимой составляющей выставки является публичная библиотека, где каждый может познакомиться с лекционным материалом и подборкой книг, связанных с ключевыми темами проекта «Педагогическая поэма». В архивной части воображаемой экспозиции разместился миниатюрный музей российской оппозиционной печатной продукции 1991–2012 годов, а также представлены материалы исследований, подготовленных участниками «Педагогической поэмы» в архивах Музея современной истории России.

Участники работы над экспозицией
Алена Арташева, Илья Безруков, Катерина Белоглазова, Павел Булгаков, Валерия Доброхотова, Яков Кириллов, Ася Клещева, Егор Кошелев, Изабель Магкоева, Ирина Мельникова, Глеб Напреенко, Константин Новиков, Александра Новоженова, Александр Повзнер, Елизавета Славина-Мирская, Катерина Чучалина, театр «Парафраз»

Авторы идеи

Арсений Жиляев
Художник, куратор, теоретик современного искусства. Выпускник московского Института проблем современного искусства (2006–2007) и гетеборгской Школы изящных искусств «Валанд» (2008–2010). С 2010 года член редакционного совета «Художественного журнала», лауреат премий «Инновация» (2010), «Соратник» (2010, 2012). Избранные групповые выставки: «Шоссе Энтузиастов» (Casa dei Tre Oci, Венеция, 2012), «Практика повседневности» (Calvert 22, Лондон, 2011), «Модерникон» (Fondazione Sandretto Re Rebaudengo, Турин, 2010), «Урок истории» (Пале-де-Токио, Париж, 2010), «Русские утопии» («Гараж», 2010), «День открытых дверей» (ММСИ, 2010). Избранные персональные выставки: «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы» (Государственная Третьяковская галерея, 2012), «Радио октябрь» (Проект «Фабрика», 2011), «Разумный эгоизм» (Галерея «Риджина», Москва, Лондон, 2010), «Новый музей революции» (Галерея Х.Л.А.М., Воронеж, 2009).

Илья Будрайтскис
Художник, теоретик, историк. Выпускник исторического факультета Российской академии образования (2003–2008), аспирант Института всеобщей истории РАН. С 2010-го по настоящее время — член редакционного совета «Художественного журнала». Как куратор и/или художник участвовал в выставках: Petroliana (ММСИ, в рамках 2-й Московской биеннале, 2007), «Прогрессивная ностальгия» (Прато, 2007), «Борьба за знамя» (Малый Манеж, 2008), «Европейские мастерские» (ЦДХ, 2009), «Завоеванный город» (галерея «Риджина», 2009), «Сорок жизней одного пространства» («Красный Октябрь», в рамках 3-й Московской биеннале, 2009), «Невозможное сообщество» (ММСИ, 2011), Основной проект 4-й Московской биеннале (ЦУМ, 2011).

/