V
A
C
V
A
C

Дом и сад

8 июн–17 сен 2023
6+

Крупномасштабная инсталляция воспроизводит жизненное пространство художника во время карантина 2020 года.

На выставке художника и фотографа Сергея Сапожникова соединяются фотография, видео, музыка, театр, скульптура и архитектура. В основу легли три серии фотографий, сделанные автором в Ростове-на-Дону во время пандемии ковида в 2020 году. Пространство «Дома и сада» представляет собой одновременно ироническую и романтическую реконструкцию индивидуального мира художника.

Фотография интерьера квартиры, диван под окном, окно завешано звукоизоляционным материалом, освещение зелено-розовым светом
Сергей Сапожников. Без названия. Из серии «Дом и сад». 2020

Архитектура проекта созвучна запечатленным на снимках объектам: подъезду, квартире и саду, которые составляли вселенную художника во время карантина. В пространстве выставочного зала построены условные стены дома, на которых размещены фотографии. За стенами возникают такие же условные лифт, комната с кроватью и сад. Частью выставки также стала выполненная по специальному заказу художника велосипедная рама итальянской компании Officine Mattio, расписанная Сапожниковым и, словно скульптура, возведенная на пьедестал как символ увлечения автора велоспортом.

Как масштабная пространственная инсталляция, соединяющая работы в разных медиумах, проект знакомит зрителя с размышлениями художника об искусстве и творчестве, мечтах и реальности через призму его собственной биографии. «Дом и сад» сочетает уважение к романтической традиции и знаковую для его автора иронию, родившуюся из конкретных места и времени — постсоветского города Ростова на юге России и пандемийной паузы середины 2020 года, в которой замер весь мир.

— Елена Яичникова, куратор фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2»

Атмосферу дополняют звуковая композиция «Партитура времени» и видеоработы, созданные художником и театральным режиссером Дмитрием Цупко (р. 1988) в соавторстве с Сергеем Сапожниковым на основе их бесед. Кроме того, в пространстве выставки звучат «Вальсы», специально сочиненные для «Дома и сада» и записанные в Центре художественного производства «Своды» композитором Алексеем Хевелевым (р. 1979). Частью проекта станет концерт Алексея Хевелева, который пройдет 28 июля в Актовом зале Дома культуры «ГЭС-2».

Все фото: Даниил Анненков

Частью проекта станет сольный концерт Хевелева. 28 июля в Актовом зале Дома культуры «ГЭС-2» в исполнении автора прозвучат «Вальсы» — 17 пьес для фортепиано, созданные специально для выставки и находящиеся в диалоге с представленными работами. По словам композитора, «Вальсы» могли бы получить подзаголовок «Фотографии с выставки» — по аналогии с другим циклом фортепианных миниатюр, «Картинками с выставки» Модеста Мусоргского. Линию взаимоотношений музыки и визуального искусства продолжат «Витражи Шагала», которые были написаны Алексеем Хевелевым в 1993 году под впечатлением от знакомства с работами Марка Шагала, созданными для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме. Программу концерта завершат «Последние дни Христа» — цикл Алексея Хевелева, премьера которого состоялась в 2014 году в Милане на открытии выставки Сергея Сапожникова Total Picture, организованной Музеем Польди-Пеццоли и фондом V–A–C.

«Дом и сад» — второй проект серии «Странные сближения», посвященной персональным или парным выставкам современных художников в диалоге с кинематографистами, хореографами и представителями других видов искусства.

Подробнее о проекте можно послушать в подкастах онлайн-журнала V–A–C Sreda. Вместе с Алексеем Хевелевым мы поговорили об особенностях композиторской музыки сегодня, а во втором эпизоде — обсудили современную велокультуру и ее роль в проекте с исследователем и энтузиастом Олегом Филатовым.

Каталог выставки «Дом и сад», напоминающий по форме британский журнал House & Garden, выйдет в издательстве V–A–C Press. Главным редактором выступил международный куратор Франческо Бонами. В каталоге собраны авторские эссе Владимира Левашова, Сергея Фофанова и Елены Яичниковой, беседа Сергея Сапожникова с Дмитрием Цупко, эскизы архитектурного проекта Андрея Сидоренко и экспозиции в иллюстрациях Натальи Стейнерт, а также фотографии Сергея Сапожникова, часть из которых появляются только в каталоге. Также в нем можно найти материалы к звучащей на выставке «Партитуре времени» Дмитрия Цупко и фотоматериалы о «ГЭС-2», имитирующие рекламные страницы в глянцевых журналах.

Все фото: Руслан Шавалеев

Специально к выставке выпущены виниловая пластинка* с «Вальсами» Алексея Хевелева и велосипедная форма Alé Cycling, выполненная ограниченным тиражом в Италии по заказу компании Bicicletta. Велоформа, дизайн которой разработан Сергеем Сапожниковым, выступает своеобразным продолжением экспозиции, выходящей за пределы выставочного зала. Как и в расписанной велосипедной раме, она совмещает абстрактные мотивы, напоминающие граффити, и черно-белую фотографию с пейзажем художника.

Все фото: Руслан Шавалеев

* Пластинку можно купить в Магазине «ГЭС-2».

Попасть на выставку можно, зарегистрировавшись на вход в Дом культуры. Также предлагаем посетить медиаторский тур по проекту. Для участия требуется отдельная регистрация.

Авторы и команда проекта

Автор

Сергей Сапожников (р. 1984)
Фотограф и художник. Начал художественную деятельность с граффити, позже занялся фотографией. Персональные выставки Сапожникова проходили в Музее Польди-Пеццоли в Милане (совместно с фондом V–A–C, 2014), Фонде современной культуры «Дон» (2016), Московском музее современного искусства (2018) и Государственной Третьяковской галерее (2020). Участник Европейской биеннале современного искусства Manifesta 12 в Палермо в 2018 году и множества групповых выставок по всему миру. Каталоги с фотографиями Сергея Сапожникова выходили в издательстве Marsilio (2012, 2014 и 2016 гг.), а также в издательствах Московского музея современного искусства (2018) и Государственной Третьяковской галереи (2020).

Участники

Дмитрий Цупко

Театральный режиссер и художник. Один из создателей ростовской арт-группы «СИТО», которая практиковала установку живописных картин в уличном пространстве, и независимой художественной лаборатории «Мастерские» в арт-центре Makaronka (Ростов-на-Дону, 2013). Художественный руководитель театрального направления в арт-центре Makaronka (2020–2023), где в качестве режиссера и художника-постановщика выпустил спектакли «Пять стадий любви», «Не делайте ставки на английский футбол» и «Заходит андроид в бар». С декабря 2022 года — резидент ростовского театра «Линии».

Алексей Хевелев

Композитор, пианист, педагог. Автор множества музыкальных произведений — в том числе фортепианных циклов, струнных квартетов, хоровых циклов и симфонических сюит, а также мюзиклов «Снежная королева» и «Ромео и Джульетта». В 2014 году цикл фортепианных прелюдий Алексея Хевелева «Последние дни Христа», написанный для художественного проекта Total Picture Сергея Сапожникова, был исполнен автором в миланском Музее Польди-Пеццоли и выпущен издательством Marsilio на виниле.

Приглашенный куратор

Владимир Левашов

Историк фотографии. Автор статей и книг по современному искусству и фотографии. Работал куратором Центра современного искусства (Москва), художественным директором Галереи 1.0 (Москва), Центра современного искусства Сороса и Stella Art Foundation. Куратор российского проекта на Биеннале искусства в Сан-Паулу (1994). С 2020 года — старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Куратор

Елена Яичникова
Куратор выставочных проектов фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

Над проектом работали

Актеры

Роман Меринов, Юлия Саюшкина, Александр Соболь

Архитектор

Андрей Сидоренко

Продюсеры

Дмитрий Рябков, Саша Чистова

Техническая команда

Андрей Белов, Артем Канифатов, Ксения Косая, Никита Толкачев

Печать и оформление фотографий

Евгений Будаев

Саунд-дизайн

Антисия Мачнева

Хранитель

Екатерина Софронова

Кураторы программ доступности и инклюзии

Саша Аникушин, Влад Колесников, Оксана Осадчая

Информационный партнер выставки — проект Peak о моде, спорте и культуре. В социальных медиа проекта можно будет прочитать о связях велокультуры и искусства.

Работы художника представляет галерея Smart Art.

/