Владимир Левашов. Несколько слов о выставке
Выставка Сергея Сапожникова — о самом главном в искусстве: об отношениях художника и мира. Ее контуры впервые были намечены автором еще в 2020 году, во времена самых строгих ковидных ограничений. Жизненное пространство тогда у всех у нас сжалось до размеров собственного дома и его ближайших окрестностей. Маленьким миром Сапожникова сделались квартира, подъезд да ближайший сквер для прогулок с собакой. Так он начал снимать три связанные друг с другом фотосерии, которым чуть позже было дано общее название «Дом и сад». Название заключило в себе две контрастные интонации: ироническую и романтическую. Образ идеального дома, окруженного райским садом, отсылает сразу и к идеалам искусства позапрошлого века, и к известному журналу про красивую жизнь House & Garden. Однако все это имеет вполне условное отношение и к быту современного фотохудожника в Ростове-на-Дону.
Так или иначе, фотографические серии, снятые Сапожниковым, убедительным образом сформировали картину его индивидуального мира: герметически замкнутого и при этом, парадоксальным образом, универсального. Осветив интерьер своей квартиры цветными лампами, показав его с неожиданных точек зрения, он превратил обычное жилье в подобие театральной сцены. Окна лестничных клеток на его фотографиях выглядят обещанием заманчивого будущего. А местный сквер в черно-белой версии превращается почти что в небесный сад.
Затем настал черед выставки.
Как известно, фотография консервирует движение и останавливает время, заключая мир в плоском изображении и удаленном моменте неопределенного прошлого. Выставочная же инсталляция возвращает реальности пространство и настоящее время, восстанавливая ее уже в новом, полностью сконструированном автором виде. Авторская реальность предстает у Сергея Сапожникова троемирием, размещенным внутри единого архитектурно-выставочного объекта. Этот объект демонстрируется нам как замкнутая вселенная внутри зала «
Внутри он оказывается концентрически устроенной структурой. Подъезд служит пространством входа и выхода, в него вложена зона интерьера квартиры, и уже в самом сердце этого домашнего Мира покоится сфера Сада. Из внешнего простора Сад оборачивается самой внутренней, потаенной областью Дома, словно бы его душой.
Очень важно и то, что архитектура и фотография — не единственные инструменты, которые Сергей Сапожников использует, конструируя свой персональный мир. Они создают для выставки основу — пространство и структуру, тогда как видео, звук и театральный нарратив насыщают их воздухом и динамикой, придают оболочке сюжет и конкретность, повышают градус эмоциональности. Это стало возможным благодаря сотрудничеству Сергея Сапожникова с композитором и исполнителем Алексеем Хевелевым, а также с театральным режиссером Дмитрием Цупко, который после долгих разговоров с Сапожниковым создал на их основе насыщенные видео- и аудиоряды, способные погрузить зрителей во «внутреннюю Одиссею» его героя-художника.
Анимированная таким образом скорлупа экспозиции оказывается подготовленной еще к одному перформансу, главными участниками которого становятся уже сами зрители. Они, мы с вами, — последний элемент, совершенно необходимый для завершенности выставочного организма, для жизни Дома и Сада.