Дата:
4 дек 2021–13 мар 2022
Место:
ГЭС-2
12+

Проект, создающий условия для контакта со своими чувствами и формирования новых способов взаимодействия с окружающим миром.

«Ощутимое присутствие» — это попытка создать условия для настройки и перенастройки органов чувств, которая помогла бы вернуть осознанность в регулярно повторяемые действия. Для этого была создана Комната сенсорных впечатлений с интерактивной средой, где звуки, запахи и цвета становятся инструментами для получения нового опыта ощущений. Пространство разработано командой студии Playtronica, художником Елизаветой Москвиной и экспертами: исследователем синестезии Антоном Дорсо, нейробиологом Антоном Варламовым, специалистом по сенсорной интеграции Марией Шапиро и арт-терапевтом Анной Ше. За работу с запахами в проекте отвечают ольфакторные художники Мария Головина и Павел Никандров (Holynose).

Идея проекта основана на механизме сенсорной интеграции — бессознательном процессе, в ходе которого нервная система интерпретирует информацию, полученную от органов чувств. Сенсорной интеграцией называют и терапевтические методики, направленные на то, чтобы помочь людям с различными особенностями восприятия сформировать собственную картину мира, научиться точно определять раздражители во внешней среде и уметь управлять своей реакцией на них.

Нам показалось важным «разогреть» зрителя перед просмотром современного искусства в пространстве Дома культуры «ГЭС-2», как «разогревают» футболистов перед выходом на поле. Медитация в темноте, упражнения для более полного ощущения своего тела и положения в пространстве, тренировка осязания и восприятия запахов, звуковых и световых вибраций — именно с расчетом на все это устроена Комната сенсорных впечатлений. Здесь зрители могут создавать последовательности стимулов, комбинации из звуков, световых импульсов и тактильных ощущений. Это такой синтезатор, на котором можно исполнять синестетические этюды, предназначенные для восприятия разными органами чувств одновременно. Надеюсь, Кандинский и Скрябин были бы довольны!

— Саша Пас, команда Playtronica

Попытка задействовать все органы чувств и сенсорные системы человека связана с поиском максимально широкого поля воздействия. Это путь, по которому идет современное искусство: от плоскости картины к иммерсивному опыту тотальных инсталляций или перформативных практик, когда зритель становится соучастником. Расширение границ искусства влечет за собой расширение границ чувствования и отчасти совпадает с еще одним предметом исследования команды проекта — синестезией, феноменом восприятия, при котором одно ощущение ведет к неконтролируемому отклику в другой, не связанной с ним напрямую, сенсорной системе.

Эстетический, буквально — чувственный, опыт основывается в том числе на импульсах от моторной системы, ощущений и восприятия. В этом проекте мы изучаем сенсорные различения как агента влияния на эстетические суждения человека. Мы хотим обратиться к невербальному и, возможно, даже невербализуемому опыту, который мы получаем через сенсорные каналы.

— Катя Порутчик, Полина Зотова, кураторы проекта

Мы хотим, чтобы ваше посещение Комнаты сенсорных впечатлений было комфортным и приятным, и для этого разработали несколько рекомендаций:

Оставьте, пожалуйста, в шкафчике в зоне ожидания личные вещи и обувь. Чтобы вам было комфортнее во время посещения Комнаты, советуем принести с собой и надеть дополнительные носочки.

Также мы просим вместе с другими вещами оставить в шкафчике мобильный телефон или просто не пользоваться им во время посещения пространства.

Вход в Комнату организован группами по три человека с интервалом в 5 минут. Максимальное время вашего ожидания составит 10 минут.

Из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19, дети младше 14 лет могут посещать пространство только в сопровождении взрослых — родителей или опекунов с QR-кодом и паспортом. С одним взрослым может пройти только один ребенок.

В Комнате сенсорных впечатлений меняется освещение и встречаются объекты, издающие громкие звуки и распространяющие запахи. Посетителям с особенностями сенсорного восприятия могут понадобиться средства, которые они используют в повседневной жизни: темные очки, беруши, наушники или одежда с капюшоном.

Карту сенсорной нагрузки пространства можно взять у администратора Комнаты.

В случае сенсорной перегрузки вы можете воспользоваться Тихой комнатой для отдыха. Она расположена на –1-м этаже справа от гардероба.

Режим работы:
Ежедневно, 10:00–20:00
Техническая пауза 15:00–16:00
Сеансы начинаются каждый час

Участники проекта

Playtronica — студия креативных технологий, которая с помощью междисциплинарных практик исследует новые типы взаимодействия человека с окружающим миром, и в частности с технологиями. С 2019 по 2022 годы Playtronica проводит мастер-классы в Королевском колледже искусств и Лондонском колледже коммуникаций (Великобритания), а также в Делфтском техническом университете (Нидерланды).

Антон Дорсо — лингвист, психолог, исследователь синестезии. Руководитель исследовательской группы по синестезии Центра междисциплинарных исследований современного детства (МГППУ). Основатель и научный куратор Российского синестетического сообщества (synaesthesia.ru), член дирекции Международной ассоциации синестетов, деятелей искусства и науки (IASAS).

Анна Ше — клинический арт-терапевт, художник, исследует в числе прочего телесное сознание. Автор международных программ и работ, посвященных терапевтическому воздействию художественных практик и сред на человека и сообщества. Руководитель Студии арт-терапии САМО.

Мария Шапиро — психолог, нейропсихолог, специалист по телесно ориентированным практикам. Руководитель психологической службы в Логопедическом центре «Территория речи», клинический директор Сенсорно-двигательного зала «Шалтай-Болтай» (Москва, 2019). Проводит сенсорно-двигательные занятия с детьми с особенностями развития и занятия по игровой терапии.

Антон Варламов — нейробиолог, кандидат биологических наук. Руководитель лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института русского языка им. Пушкина, заместитель руководителя по научной работе центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир». Автор более 60 научных публикаций.

Елизавета Москвина — архитектор, художник, художник-постановщик в кинопроектах. Училась в Московском архитектурном институте и Архитектурной школе Потсдама (Германия). Работает на стыке художественной постановки и архитектуры, создает пространства для погружения и иммерсивного опыта.

Мария Головина — парфюмер, ольфакторный художник, парфюмерный журналист. Автор коммерческих и художественных проектов, связанных с запахами. Парфюмер бренда Holynose.

Павел Никандров — ольфакторный художник, основатель и главный идеолог Holynose. Графический и промышленный дизайнер.

В проекте также принимали участие

Консультант по интерактивным технологиям: Дмитрий Соколов
Саунд-дизайнер: Александр Василенко
Архитекторы: Василиса Бикеева, Анастасия Черепенькина
Голос: Алексей Коханов
Технический специалист: Мариам Исмаилова
Продюсер: Стася Дементьева
Реализация архитектурной концепции: Inside Art

Отдельное спасибо:
Костя Антонов, Наталья Горюнова, Александр Москвин, Антонина Стейнберг, Мария Стихарова, Игорь Федотов, Александр Чистов

Экспертную поддержку проекта осуществляет Международная некоммерческая образовательная инициатива Journey Through the Senses (JTTS)

/