V
A
C
V
A
C

Странные кружки

Попытка вернуть районным детским кружкам их изначальный смысл и предназначение в партнерстве с четырьмя московскими домами культуры и культурными центрами.

Общедоступные кружки распространились в России в 1920-х годах. Изначально в них собирались непрофессионалы разного возраста, которых объединял интерес к какой-нибудь культурной или иной практике: они проводили регулярные занятия, обменивались опытом, устраивали совместные выставки, постановки и другие коллективные мероприятия. В последующие десятилетия кружки превратились в часть консервативной культурной системы, а методики преподавания стали однообразными и скучными.

Миссия проекта — создать в районных кружках свободную среду для раскрытия творческого потенциала. В «Странных кружках» занятия с детьми и подростками из четырех московских районов ведут художники, драматурги, композиторы, хореографы, которые предпочитают горизонтальный, а не иерархический способ общения с участниками и предлагают им сотрудничество в формате творческой лаборатории, не скованное жанровыми и другими рамками.

Странные кружки

Хорошёво-Мнёвники, ДК «Берендей»

Искусство перехода
Возраст участников: 8+

Автор и ведущая: Маша Сомик, художница, выпускница МГХПА им. С. Г. Строганова, окончила магистратуру по специальности «изобразительное искусство» в Camberwell College of Arts в Лондоне

В фокусе внимания — взаимодействие человека с окружающим пространством, материалами и объектами. Участники открывают для себя новые возможности этого взаимодействия — например, когда плоская картинка вдруг становится объемной и превращается в инсталляцию, рельеф или скульптуру. Результат совместной работы — общая масштабная инсталляция, выставка и собственный зин.

Лаборатория Временности
Возраст участников: 8+

Авторы и ведущие: Татьяна Чижикова, хореограф, перформер. Алексей Коханов, специалист по работе с голосом, перформер, композитор.

Ведущие вместе с участниками исследуют феномен времени, используя для этого движение (тело) и звук (голос). Это попытка свободно выражать эмоции с помощью голоса и движений, которые не вписываются в традиционное понимание эстетики. Результатом становится перформанс, посвященный взаимодействию тела и голоса во времени и пространстве.

Ясенево, Культурный центр «Вдохновение»

Практики пространства
Возраст участников: 12+

Авторы и ведущие: Полина Бахтина, театральный художник, сценограф, куратор курса «Сценография» Высшей Британской школы дизайна. Создатель инсталляции Российского павильона и обладатель Золотой медали Международной выставки сценографии и театральной архитектуры «Пражская квадриеннале — 2015» (в соавторстве с Яном Калнберзиным). Лауреат премии «Прорыв» в номинации «Лучший театральный художник» (2013). Мария Зайцева, художница, архитектор, участница многочисленных театральных проектов московских и санкт-петербургских театров и музеев.

Участники пробуют с помощью сценографии и других художественных дисциплин совершенно по-новому посмотреть на оформление пространства, экспериментировать с материалами и способами передачи информации, свободно соединять в работах разные художественные практики и способы выражения. Работа происходит не на бумаге или компьютере, а в масштабах аудитории, а затем и всего здания ДК.

Новогиреево, Культурный центр «МосАрт»

Чудовищный кружок монструозности
Возраст участников: 13+

Авторы и ведущие: Катя Волкова и Наташа Жукова, тандем современных хореографов, которые сочетают разные телесные и танцевальные практики, работают в разных жанрах — сайт-специфик, интервенции, перформансы в музейных и сценических пространствах.

Если рассмотреть монстра как крайнюю форму «другого», окажется, что мир полон монстров: каждый из нас является таковым в глазах окружающих. Участникам предлагают воспользоваться этим открытием и практиковать чудовищность. Каждое занятие состоит из упражнений и обсуждений, в ходе которых участники открывают уродливые и волшебные грани монструозности, исследуют возможности коммуникации с «другим», видят фрагменты монструозного в человеке, окружающей среде и предметах и узнают, каково это — обмениваться телами с объектами, заимствовать их форму и наделять их своими способностями. В финале ведущие помогают собрать монструозные практики воедино, чтобы создать перформанс-бестиарий.

Самодельная звуковая электроника
Возраст участников: 12+

Автор и ведущий: Олег Макаров, композитор, саунд-артист, медиахудожник, разработчик аппаратно-программных интерактивных систем и инструментов, преподаватель Школы Родченко («Введение в звук»).

Кружок предлагает изменить привычное потребительское отношение к музыке и начать самостоятельно производить музыкальные объекты. Получив представление о физической и электромеханической природе возникновения и распространения звука, участники переходят к работе с электронными схемами, электрическими цепями, соединениями, усилением звука. В итоге они собирают собственный аудиосинтезатор.

Инди-хор
Возраст участников: 14+

Авторы и ведущие: Владимир Горлинский, композитор, преподаватель кафедры современной музыки Московской консерватории, ведущий класса импровизации. Михаил Дурненков, драматург, сценарист, педагог, участник движения «Новая драма».

Участники инди-хора знакомятся одновременно с современной драматургией и музыкальной композицией и обнаруживают, что у этих дисциплин схожие законы: звучащее слово — тоже звук, а текст может стать музыкой. Научившись преобразовывать и свободно выражать эмоции с помощью текста и звука, в конце курса они создают завершенное групповое произведение.

Люблино, Культурный центр им. И. М. Астахова

Танцевальный портрет
Возраст участников: 12+

Авторы и ведущие: Яна Исаенко, режиссер-документалист. Тарик Бурнашев, танцовщик, хореограф, режиссер, один из основателей танцевальной компании «По.В.С.Танцы». Основатель проекта «Онэ Цукер», один из спектаклей которого был номинирован на «Золотую Маску» (2009).

Ведущие помогают участникам сфокусироваться на собственной индивидуальности, наблюдать за своим телом и особенностями движений, улавливать пластичность обыденной жизни. Следующий шаг — научиться с помощью съемки на смартфон и различных приемов монтажа выражать поэзию окружающего мира в коротких видеофильмах.

В наших кружках обучение навыку не самое главное. Они основаны на парадоксе — на несовместимых вещах, например, танце и портретировании. Только так можно почувствовать себя художником и чему-то по-настоящему научиться. Приглашенные художники, хореографы, режиссеры, композиторы работают с подростками, детьми и преподавателями ДК. Они пытаются делать кружки, которые будут говорить о том, из чего собраны разные практики и чем они могут быть тебе интересны и полезны.

– Екатерина Чучалина, куратор фонда V–A–C

/