V
A
C
V
A
C

Образовательная программа

В рамках образовательной программы «Расширение пространства» проходят лекции, встречи с художниками, дискуссии, кинопоказы и городские прогулки.

Основная часть лекций и дискуссий посвящена взаимодействию с городской средой, как художественному, так и в контексте других практик. Так, арт-критик Глеб Напреенко читает лекцию «Политическое искусство в городе» о том, какие модальности доступны художнику по отношению к городской среде: от диалога до открытой конфронтации. Урбанист Елена Трубина на материалах полевых исследований в Медельине (Колумбия), Куала-Лумпуре и Нижнем Новгороде рассказывает о художественных практиках и их роли в вопросах идентификации города и идентичности горожан, культурного наследия и городской экономики. Антрополог и исследователь звука Андрей Возьянов выбирает темой звуковой ландшафт современного города, саундскейпы как звуковые формы социальной жизни и listening cultures — городские субкультуры слушания, приглушения и производства звука. А лекция берлинского куратора Сусы Поп «Цифровые технологии в паблик-арте и создание городской медиасреды» посвящена тому, как информационные элементы городского дизайна способны изменить отношения между людьми.

Об отношениях между центром и периферией, локальным и глобальным в современную эпоху говорит куратор 56-й Венецианской биеннале Окви Энвейзор, с которым беседует глава образовательного отдела V–A–C Мария Мкртычева. Теоретик искусства и арт-критик Труде Иверсен, основательница исследовательской платформы KORO (Норвегия), посвященной паблик-арту, рассказывает о специфике кураторской работы с паблик-артом и публичными пространствами. А куратор Анна Биткина, соучредитель Творческого объединения кураторов ТОК, читает лекцию о художественных практиках как способе социальных изменений.

Три мероприятия образовательной программы проходят в формате туров и городских прогулок. Художник Арсений Жиляев организует прогулку по московскому парку «Красная Пресня», а Анастасия Рябова, автор проекта «Звездный проспект — 2», проводит экскурсию по Южному Чертанову, во время которой участникам приходится справляться с «процедурами» — совокупностью ситуаций, часто возникающих на улицах города. Художники из коллектива Futurefarmers и «Лаборатории городской фауны» обсуждают традиционные аспекты жизни в условиях гиперинформационного общества во время прогулки на теплоходе.

Фильмы, выбранные для кинопрограммы в «ГЭС-2», представляет куратор V–A–C Кирилл Адибеков. Среди них ленты «Жорес» Венсана Дьётра (2012), «Коммунисты» Жан-Мари Штрауба (2014), De son appartement («Покои Цезаря за этой дверью» — пер. V–A–C) Жан-Клода Руссо (2007), «Хельсинки, навсегда» Петера фон Бага (2008), «Послесловие к брошюре 1942 года» Станислава Дорошенкова (2012) и One Way Boogie Woogie / 27 Years Later Джеймса Беннинга (2005).

Три кинопоказа проходят в зданиях, тесно связанных с сюжетом этих фильмов. Комедия Николая Санишвили «Заноза» о борьбе с архитектурными излишествами была снята в 1956 году, и V–A–C показывает ее в гостинице «Пекин» — одном из последних монументальных «сталинских» зданий Москвы, строительство которого завершилось в 1956 году. «Верой и правдой» (1979) Андрея Смирнова о переломном для советских архитекторов переходе к типовому домостроению показывают в Центральном доме туриста, построенном в 1979 году. А короткометражная комедия «Дядюшкина квартира» (1913) идет в построенном в том же году доме Нирнзее — популярной московской локации для киносъемок.

Участники образовательной программы
Александр Котломанов, Питер Осборн, Ольга Бредникова и Оксана Запорожец, Окви Энвейзор, Глеб Напреенко, Андрей Горных, Вера Фролова, Дмитрий Горин, Анна Биткина, Елена Трубина, Дмитрий Громов, Илья Утехин, Наиля Аллахвердиева, Суса Поп, Труде Иверсен, Филипп Федчин, Андрей Возьянов, Анастасия Рябова, Арсений Жиляев, художники из арт-коллектива Futurefarmers и «Лаборатории городской фауны»

/