Вотчинг-группа с Алисой Таёжной. Опен-колл

Дата:
10–31 янв 2022
Место:
ГЭС-2

Дом культуры «ГЭС-2» объявляет набор участников вотчинг-группы, посвященной сериалам и их месту и роли в современной культуре.

Вотчинг-группа — экспериментальный формат, придуманный специально для просветительских программ V–A–C. На этих семинарах мы будем обсуждать влияние сериалов на культуру и личный опыт, изучать их исторический и социальный контекст, анализировать, как менялся режиссерский и сценарный подход к любым актуальным темам — от взаимоотношений полов до политики. К каждому занятию предусмотрено домашнее задание: посмотреть несколько эпизодов важнейших сериалов последних десятилетий.

Эта программа встреч и бесед разработана для всех, кто хочет исследовать феномен популярности сериального жанра. Ведущая — кинокритик Алиса Таёжная. Подробности о проекте можно узнать здесь.

Всего в рамках вотчинг-группы состоится 8 встреч в феврале и марте 2022 года. Они будут проходить в Доме культуры «ГЭС-2» по понедельникам, средам и пятницам с 20:00 до 22:00. Проект рассчитан на 20 участников.

Даты
Прием заявок — 10–31 января
Публикация на сайте финального списка участников — 7 февраля
Дни проведения вотчинг-групп — 21, 23, 25, 28 февраля и 2, 4, 7, 9 марта

Условия
К участию в проекте приглашаем совершеннолетних граждан РФ. Оплата расходов на проезд из других городов и проживание в Москве, к сожалению, не предусмотрена.

Если вы хотите подать заявку на участие, пожалуйста, заполните анкету по ссылке ниже.

С вопросами обращайтесь на onemore@ges-2.org

Иллюстрация: Катя Гущина

Программа встреч вотчинг-группы

21 февраля

Ситком и природа комического
На материале сериалов «Друзья», «Офис», «Сообщество».

Как концептуально и тематически менялся комедийный телесериал? Как трансформировались представления о смешном и список тем, на которые допустимо иронизировать? Почему ситкомы так быстро устаревают? Чтобы ответить на эти вопросы, мы рассмотрим главные принципы построения сюжета, характерный ритм каждой серии, феномен закадрового смеха и принципы подбора экранных типажей.

23 февраля

Анимация и конструирование метареальности
На материале сериалов «Симпсоны», «Южный парк», «Конь БоДжек».

Является ли анимация инфантильным развлекательным жанром, если зачастую она позволяет сконструировать альтернативную вселенную для критики существующего социального порядка? Мы посмотрим, чем серийная анимация отличается от полнометражного мультипликационного кино, и проанализируем, из чего складывается визуальный язык подобных сериалов.

25 февраля

Преступления и криминальный мир
На материале сериалов «Клан Сопрано», «Прослушка», «Во все тяжкие».

Встреча посвящена тому, как инструменты жанрового кино позволяют исследовать маргинальную психологию и природу насилия. Эволюция криминального сериала ярко демонстрирует, как наши представления о мире по ту сторону закона преобразуются под влиянием информационной и культурной повестки (в частности, развития криминальной психологии, изменения канонов детектива и криминальной драмы и т.д.).

28 февраля

Мистери и сверхъестественное
На материале сериалов «Твин Пикс», «Секретные материалы», «Остаться в живых», «Черное зеркало».

Мистика, саспенс и антиутопические настроения, характерные для этих сериалов, отражают нашу коллективную тревогу по поводу будущего. Мы поговорим о том, как менялось отношение к сверхъестественному в массовом сознании, и попробуем ответить на вопрос, почему в современном рациональном мире по-прежнему остается пространство для подобных фантазий.

2 марта

Семья и динамичные стандарты близких отношений
На материале сериалов «Санта-Барбара», «Замедленное развитие», «Американская семейка».

Эволюция этих сериалов иллюстрирует слом канона нуклеарной семьи с ее жестким распределением ролей. Какие сдвиги в общественной жизни и гендерном порядке привели к трансформации образа семьи на телеэкране? Что означает словосочетание «нормальная семья» сегодня — и актуально ли такое понятие вообще?

4 марта

Дискриминация и эмпауэрмент
На материале сериалов «Секс в большом городе», «Безумцы», «Девочки».

Мы обсудим, как в последние 30 лет менялось восприятие гендерных ролей и эволюционировала дискуссия о телесной и личной свободе. Должно ли телевидение быть агентом изменений или, напротив, подстраиваться под вкусы массового зрителя? Как фем-оптика и трансформация социальной роли женщины влияют на медиаиндустрию? Помогают ли сериалы о дискриминации преодолеть дискриминацию в реальности?

7 марта

Подростковые сериалы и проблемы взросления
На материале сериалов «Элен и ребята», «Беверли-Хиллс 90210», «Девочки Гилмор» / «Сплетница», «Сексуальное просвещение».

Последние десятилетия показали, что телесериал, говорящий с тинейджерами на одном языке, из чисто развлекательного продукта может стать еще и образовательным, как минимум в области популярной психологии и секс-просвещения. Похожи ли друг на друга разные поколения подростков или в каждую эпоху у них проявляются разные отличительные черты? Потеряют ли когда-нибудь актуальность телепроекты, рассчитанные на аудиторию «от 13 до 19»?

9 марта

Документ и фикшен: история на основе реальных событий
На материале сериалов «Тайны миллиардера», «Американская история преступлений», «Король тигров».

С чем связан стремительный взлет популярности жанра true crime и, шире, многосерийных документальных фильмов? Мы рассмотрим, как создатели таких сериалов работают с фактами и используют практики массмедиа, как их произведения манипулируют нашим вниманием и чем массовая документалистика отличается от авторского документального кино.